Чрезмерными тратами на строительство и ремонт социальных объектов мажилисмен озадачился не зря. Так, в США средняя стоимость строительства дороги составляет 2,4 миллиона долларов, в Испании – 1,64 миллиона, в Финляндии – 1,35 миллиона, в Китае – 1,16 миллиона долларов. А казахстанской казне магистраль Западная Европа – Западный Китай обходится более чем в 6 миллиардов долларов!
По мнению Талгата Ергалиева, несовершенство норм сметного нормирования позволяет стабильно завышать цены на ремонт и строительство объектов:
“Действующая система сметного нормирования принята еще в 70–80-х годах прошлого века. А такие технологии, как устройство монолитных бетонных покрытий на автомобильных дорогах и аэродромах, новое направление в сфере строительства, успешно зарекомендовавшее себя на автобане Астана – Щучинск, вообще отсутствуют. Соответственно и расценок на них нет. И кому-то это выгодно”.
Необходимо создать базу сметных норм и расценок и пересмотреть стоимость всех затратных объектов, убежден мажилисмен. А их немало: так, магистраль Западная Европа – Западный Китай стоимостью 940 миллиардов тенге оценена старыми сметными нормами. Всего же без сметных норм в стране осуществляется строительство автодорог по новым технологиям на общую сумму около 1,6 триллиона тенге.
Астана