На youtube канале журналиста Асхата Ниязова опубликовано видео ремонтируемой дороги в СКО, передает медиа-портал Caravan.kz. Оказалось, что на средний ремонт автомобильной дороги районного значения KТ-18 «Пресновка-Кайранкол» - «Петровка-Жанажол-ст.Баумана» 0-11 км Жамбылского района СКО было выделено 1,2 млрд тенге. Да к тому же средства перечислены не из областного и даже не из республиканского бюджетов, а из Национального фонда, главная цель которого - накопление финансовых средств для будущих поколений. Но сельчане в СКО считают, ни о каком накоплении речи и быть не может, скорее, бездумная растрата. Качество ремонта возмущает местных жителей. По словам сельчан, трассу протяженностью 35 километров прокладывают с нарушениями действующих СНиПов и отклонениями от утверждённой проектно-сметной документации. Например: не на всем участке производится срезка грунта, так называемое корыто; не производилась планировка верхнего слоя земляного полотна. Это опасно тем, что со временем весь щебень окажется на обочине. Осенью, во время уборки урожая, после того, как по трассе проедут большие КамАЗы, от дороги ничего не останется, опасаются люди. В используемом щебне булыжники до 20 сантиметров, которые при езде отлетают и разбивают лобовые стекла автомобилей. Также автолюбители прокалывают шины.
«Мы годами не можем выехать из своих сел, потому что дорогу осилит у нас тот, кто на джипе ездит. Скорая не может приехать в отдаленные села. Осенью после дождей и зимой во время буранов даже продукты в магазины не завозятся, никакого сообщения с райцентром. Хоть умирай. Но вот на дорогу наконец выделили деньги, мы этого ждали все годы независимости страны, поэтому и следим за ремонтом. Когда еще выделят такую сумму?» - рассказывает житель села Бауман Аскар Нурсеитов. Качество, безопасность и забота о водителях – что еще вы знаете о платных дорогах в Казахстане
Возмущаются жители сел Баумана, Жалтырша, Озерное, Каракамыс, а это ни много ни мало около тысячи человек, отрезанные от райцентра и цивилизации из-за отсутствия дороги. Осваивает миллионы бюджетных денег ТОО «Норд жолдары», чуть ли не единственная компания, работающая на крупных дорожных заказах в СКО. По данным открытых источников, учредитель ТОО – отец Артем Погосян, а директор – сын Геворг Погосян. Последний встретился с жителями и пытался наглядно показать, что, мол, дорога пригодна для езды на скорости 120 км/час, однако после пары километров бизнесмен пробил колесо на своем авто.
Местные жители писали неоднократные жалобы в акимат и Генпрокуратуру, но безрезультатно. На встрече с сельчанами автор проекта дороги из ТОО «Дормостпроект» Анатолий Архипов заявил, что люди должны радоваться такой дороге, лучше не будет, а это идеальная трасса для того объема финансирования, которое было выделено.
Нет поддержки людям и от местных чиновников. Аким Жамбылского района Марат Ескендиров вовсе считает, что люди в сёлах не нужны. Мол, пусть едут в город. По подсчетам сельского главы, бюджету невыгодно строить дороги, проводить коммуникации, обеспечивать связь ради сельчан. Между прочим, в этих селах Северо-Казахстанской области живут те, кто взращивает зерновые культуры. От урожая, в том числе в СКО, зависят цены на муку и хлеб в Казахстане.
Накануне в столице в СЦК отчитывался аким СКО Кумар Аксакалов. На вопросы журналистов о состоянии «золотой» дороги в селе он ответил, что проконтролирует качество и даже пригласил приехать на объект. В приемке дороги «Пресновка-Кайранкол» планируют участвовать и сельчане, которые с нетерпением ждут акима вместе с журналистами.