Знание - сила, деньги - тоже

Но для новой, современной экономики необходимы хорошо квалифицированные научные и технические кадры, резкое повышение качества обучения в отечественных вузах, рост числа научных организаций, занимающихся конкретными экономическими и социальными проблемами.
Поэтому стоит присмотреться к положению, в котором сегодня находится казахстанское научное сообщество и проанализировать возможности дальнейшего его развития.
Известно, что непосредственно перед распадом СССР Казахстан занимал одно из ведущих мест в стране по числу ученых и исследователей, в расчете на 100 тыс. населения.
Всего в республике к 1990 году было около 40 тыс. человек, занимавшихся научно-исследовательскими и технологическими разработками в самых различных направлениях. Причем их профессиональная квалификация также была весьма солидная - в республике работали 864 доктора наук, 8903 - кандидата наук.
Важнейшей негативной чертой значительного количества проводившихся в советское время научных исследований, по мнению самих ученых, была их оторванность от реальных экономических и социальных проблем.
Многочисленные технические и технологические достижения казахстанских ученых не находили своего воплощения на конкретных производствах, пылясь в тиши технических библиотек.
Сильнейшим ударом по казахстанской науке стал распад союзного государства и последовавший за ним системный экономический кризис.
В период с 1991 по 1996 годы общая численность людей, работающих с науке в стране сократилась с 40 до 20 тысяч человек. Отток кадров из науки наблюдался и в последующий период.
К 2000 году число ученых сократилось еще до 14,7 тыс. человек. Только к 2001 году, когда в стране уже наметился экономический подъем, благодаря интенсивному развитию добывающих отраслей, число научных работников стабилизировалось на цифре около 14 тысяч человек, а за три последующих года даже немного возросло - почти на 1000 человек.
Между тем сократилось и число исследователей по отраслям - почти вдвое, а по некоторым направлениям - техническим, сельскохозяйственным, медицинским - на 60 -70%.
В целом же, по оценке специалистов Казахского государственного института научно-технической информации, за 1991 - 2003 годы число специалистов-исследователей в научно-технической сфере уменьшилась на 64,3%, количество вспомогательного персонала - на 23,4%.
Государство в этот сложный период главной задачей ставило сохранение научно-технического потенциала. Проходил мучительный путь реформирования всей научно-технической сферы страны, ее институтов, определялись приоритеты в научно- технической политике суверенного государства. Адаптация науки к рыночным условиям проходит очень трудно, и процесс этот продолжается и в настоящее время.
Помогло образование Министерства науки и новых технологий, которое сумело сохранить "ядро" научного сообщества, ее кадровый потенциал. Постепенно престиж научной профессии в обществе стал возрастать.
С 2001 года в стране наблюдается рост молодых научных кадров, в возрасте до 30 лет. За четыре года их количество увеличилось на 763 человека (3,2%), число специалистов исследователей возросло на 548 человек (4,4%).
Специалисты, исследовавшие процессы, происходящие в казахстанской науке, отмечают такую ее сегодняшнюю особенность, как интенсификацию научных исследований, концентрацию научных организаций и разработок.
Так, в основных центрах казахстанской науки - в Алматы, Караганде, Усть-Каменогорске за три последних года количество научных работников снизилось на 10 -12%. Однако на эти три региона приходится 60,4% всех научных кадров страны, около 70% всех научных институтов и организаций и около 60% государственных средств, направляемых на научные исследования и разработки.
Бурный экономический рост страны застал научное сообщество Казахстана в процессе медленной структурной перестройки.
Уже сегодня все громче звучат голоса, что эта сфера не обеспечивает научного обеспечения проходящих в стране преобразований.
Все острее растущий дефицит квалифицированных кадров в таких важнейших для страны базовых отраслях экономики, как добыча и переработка полезных ископаемых, транспортировка сырья и продуктов его переработки, инженерная геология и геология морского дна, геофизика, механика и математическое моделирование, машиностроение, приборостроение, информатика, биотехнология и других.
Продолжается увеличение среднего возраста казахстанских ученых, наука страны физически "стареет". Годы, когда приход молодых кадров в науку резко сократился, дают знать себя сегодня.
Государство предприняло ряд шагов, чтобы вовлечь молодежь в научно-техническую сферу.
Учреждены различные премии, стипендии и гранты для молодых научных исследователей, введены ежемесячные доплаты ученым, выполняющим разработки по госзаказу. Уже несколько лет стабильно растет и общее государственное финансирование науки и есть все основания полагать, что к 2010 году объем финансирования научных исследований достигнет 2% от ВВП страны, а к 2015 году - 2,5 - 3 %, как и записано в положениях Стратегии индустриально-инновационного развития.
Но важно не только иметь деньги на развитие науки и исследований.
Необходимо также обеспечить тесную связку науки и производства, с тем, чтобы не повторить горький опыт советского периода. Для этого, как считают многие специалисты, финансирование науки государством должно постепенно становиться на рыночную основу. Средства должны становиться возвратными - через быстрейшее внедрение научных и технических разработок на предприятиях, через сеть венчурных фирм. Такой подход уже многие десятилетия хорошо оправдывает себя в США, Японии, где таких фирм - десятки тысяч.
В эффективности такой схемы убедились и частные финансовые организации - на Западе и в Азии многие инвестиционные фонды и банки активно участвуют, в комплексе с венчурными фирмами и государственными фондами, в финансировании научных разработок, особенно в высокотехнологичных отраслях.
В Казахстане же существующие финансовые институты развития действуют пока еще робко, предпочитая выделять деньги под традиционные экономические проекты.
Построили, к примеру, недавно в Казахстане крупный завод по переработке сои - прекрасное дело. Однако Банк развития не дал денег на исследования в области совершенствования технологических процессов этого производства, предпочтя полностью взять западную технологию.
Хотя казахстанские ученые могли бы сказать здесь свое веское слово. И такие примеры многочисленны. К финансированию научных разработок сегодня привлекаются большей частью только государственные бюджетные средства, а это неправильно. Осознание того, что "знание - сила", помогающая побеждать в конкурентной борьбе - вот чего не хватает сегодня казахстанским предпринимателям и финансовым институтам.