Сегодня дефицит мощностей овощехранилищ составляет 35 процентов. Чтобы сохранить до весны собранный урожай овощей и фруктов, говорят чиновники, Казахстану нужно увеличить мощности картофелехранилищ в три раза, а хранилищ для фруктов – в два раза. Вот только судя по темпам строительства таких объектов складирования, достичь этих целей даже до конца 2025 года не удастся.
- Существующий комплексный план по строительству и модернизации овощехранилищ до 2025 года предполагает, что в 2024-2025 годах новые площади складских помещений для овощей будут небольшой мощности – 49,6 тысячи тонн суммарно. К сожалению, они не слишком кардинально повлияют на ситуацию в целом. Дефицит снизится лишь до 30,2 процента, - говорят в МТИ РК. Свести нехватку к нулю, по их мнению, «помогут только гораздо более серьезные проекты». Например, «если с 2026 по 2030 годы ежегодно строить овощехранилища мощностью 180 тысяч тонн, только тогда потребность страны в складских помещениях для хранения картофеля и фруктов будет полностью закрыта».
Между тем, сегодня в республике, по данным МСХ РК, чуть больше 1,2 тысячи овощехранилищ, суммарная вместимость которых, по итогам 2022 года, составляла 1,9 миллиона тонн. Но в прошлом году общий объем урожая овощей в стране превысил 6,5 миллиона тонн. То есть, действительно, оказался в три раза больше. И это дало повод Минсельхозу прокомментировать, что именно нехватка продовольственных складов влияет на цены овощей зимой и весной.
- Без теплых вентилируемых хранилищ сохранить эту продукцию в товарном виде очень проблематично. Что, в свою очередь, приводит к росту импорта на рынке и повышению цен в межсезонье, - заявил министр сельского хозяйства Ербол Карашукеев.
Вот только по динамике индексов цен на овощи проследить эту тенденцию сложно. И пусть даже в плане инфляционного давления прошлый год называют беспрецедентным, однако, кроме этого и недостатка овощехранилищ было много других внутренних и внешних факторов удорожания.
Например, согласно мнению независимых аналитиков, «вследствие военного конфликта России и Украины в марте-апреле 2022-го был отмечен ценовой скачок по многим товарам, в том числе и по овощам. Капуста подорожала в три раза, картофель — на 37,8 процента, морковь — на 42,3, свекла — на 74, лук — на 34,2 процента». И статистике, кстати, оказалось очень «удобно» списать создавшееся положение роста цен овощей и фруктов в Казахстане на тот период, как импортную зависимость в этом секторе. Причем в первую очередь речь шла о капусте и луке, что выглядит весьма странно, пусть даже капусты казахстанцы выращивают только 83,4 процента от необходимого для внутреннего рынка объема, лука — 98,4 процента. Потому как последнего вполне хватило бы и без импорта, если бы не агрессивный экспорт этого овоща из Казахстана, так как, даже при недостатке лука на внутреннем рынке поставщики регулярно отправляли его на продажу за границу.
Возможно, с картофелем также сложилась подобная ситуация? Потому как, несмотря на заверения чиновников, что «цены на картофель в мае и июне растут всегда и, прежде всего, это происходит из-за проблем с овощехранилищами». Тем не менее, Казахстан выращивает достаточно картофеля, чтобы удовлетворить потребности внутреннего рынка, пусть даже власти и пытаются списать на дефицит мощностей по его хранению. Однако, вопреки всему, его стоимость только за последнюю неделю – официально – выросла, минимум, на 4 процента. А неофициально – достигла минимум, 246 тенге за килограмм. Лук по 400 тенге: почему глава Минсельхоза уговаривает дунган не снижать посевы
Между тем, помимо недостатка овощехранилищ, в системе продовольственного складирования Казахстана есть и другие, не менее серьезные проблемы. Как, например, низкий уровень обеспеченности даже уже существующих овощных складов необходимым климатическим оборудованием. Так, согласно данным МТИ РК, из 1,2 тысячи овощехранилищ лишь 16,6 процента оснащены холодильниками, системами для создания микроклимата и определенного уровня влажности. А ведь эти аспекты крайне важны, потому что без специальных условий хранения лук на складах просто гниет, морковь сохнет, а яблоки теряют свой товарный вид. И вот тут потери урожая из-за порчи овощей могут быть даже серьезнее, чем недостаток хранилищ.
Один из последних таких случаев – утилизация 126 тонн испорченных овощей со складов стабфонда в Кызылординской области. Причем, тех овощей, которые были закуплены региональным СПК для сдерживания цен зимой, но которые в конце мая – из-за того, что они сгнили, просто выбросили(!).
А ведь в одном из своих твитов даже Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев указывал, что «потери урожая из-за неправильного хранения на складах оцениваются в 35 – 40 процентов от общего объема заготовленной продукции»…
Астана