Жюри и зрители во мнениях не совпадали

Фестиваль собрал звездный состав гостей – приезжали Джон Кьюсак, Сигурни Уивер, Настасья Кински и другие именитые актеры. Но главной задачей все-таки было выбрать лучшую из 12 картин международного конкурса. За пять дней жюри, а вместе с ними и зрители внимательно смотрели фильмы. Судя по забитости кинозалов и тому, с какими скандалами туда прорывался народ, есть повод думать, что алматинцы уже соскучились по хорошему кино, их мутит от того, что “прокатывают” в наших кинотеатрах… 


Думаю, председатель жюри Ким Ки Дук лукавил, когда говорил, что всем 12 картинам он бы вручил Гран-при. Который в итоге достался японо-казахстанской ленте “Перед грозой” (режиссеры Сано Синдзю и Ерлан Нурмухамбетов).

Неожиданное решение… Обладатель Гран-при не цепляет глаз, не раздражает, не очаровывает, не вызывает буйства и глубины эмоций, хотя режиссеры и взялись за тему реинкарнации. Фильм “Перед грозой” местами откровенно напоминал “Тюльпан” (например, сцена рождения ягненка). Но свои победные 20 тысяч долларов получит.

“Солнечные дни” казахстанского режиссера Наримана Туребаева продолжают собирать призы. После фестиваля в Локарно фильм признали лучшим в режиссуре и на “Евразии”. Целиком перекликающийся с текстом цоевской песни “Солнечные дни” герой Туребаева такой же одинокий, мерзнущий, невезучий, неинтересный и бедный. Он живет незаметно и уходит из мира тоже незаметно, так и не увидев ни солнца, ни просвета в своей трагической жизни…

Смотреть исландский “Вулкан” режиссера Рунара Рунарссона было испытанием для психики – с этого фильма некоторые зрители уходили. Пожилой актер Теодор Жулиоссон играл своенравного пенсионера, чей характер смягчился, когда ему пришлось ухаживать за парализованной женой. Отношение к герою менялось по ходу фильма – от резкой неприязни до глубокого сочувствия. Ему и досталась награда за лучшую мужскую роль.

Приз за лучшую женскую роль получила Ольга Симонова за игру в фильме “Бедуин” (Россия) режиссера Игоря Волошина.


Международная федерация кинематографической прессы ФИПРЕССИ отдала свой приз ленте “Бусонг” (Филиппины) режиссера Орауса Солито с благодарностью за сохранение мифов. Три истории о древнем филиппинском племени – палаваны, в которых жизнь и миф настолько тесно переплетены, что в какой-то момент перестаешь различать их. “Я верю, что мы не должны стыдиться своего шаманского прошлого”, – сказал режиссер.

Приз жюри НЕТПАК (сеть по продвижению азиатского кино) получил режиссер из Узбе-кистана Зульфикар Мусаков за черно-белую работу “Свинец”. “Если досидите до конца, я буду рад…” – говорил он перед показом, но в итоге зрители, утирая слезы, не могли подняться с мест, даже когда уже пошли финальные титры. Это был фильм-напоминание о сталинских временах, где герою по прозвищу Свинец удалось жить в мире с "системой", но не удалось совладать с разочарованием, падением идеалов и чувством вины.

Самое большое впечатление на автора этих строк произвела французская картина “Далеко по соседству”. Но жюри вообще не удостоило ее вниманием.

Новаторским мероприятием нынешней “Евразии” стал первый Казахстанский рынок кинопроектов – из 65 сценарных заявок устроители выбрали три проекта-победителя (вместо одного) режиссеров Эмира Байгазина, Адильхана Ержанова и Талгата Бектурсынова. Их фильмы теперь профинансируют.