Корреспондент Caravan.kz побывала в заброшенном детском саду, на месте которого BI Group собирался построить шестнадцатиэтажку.
В здании на пересечении улиц Сулейменова и Талды-Курганская когда-то был слышен детский смех, валялись игрушки, важно расхаживали воспитатели. Сейчас это место вызывает непреодолимое чувство страха и желание немедленно уйти. А главное, это здание расположено не где-то на окраине города, а практически в центре.
Эту «заброшку» я увидела случайно, проезжая мимо на автобусе, и не поверила своим глазам, вышла на ближайшей остановке, чтобы посмотреть поближе. В тот момент, когда я с ужасом рассматривала здание, на территорию зашла местная жительница - Галина Михайловна. Она часто гуляет здесь с собакой, а заодно кормит голубей, женщина и рассказала мне историю этого учреждения.
"До перестройки и развала советского союза здесь был детский сад, занимались несколько групп. После здание купила гражданка Кыргызстана, сдавала его в аренду, здесь проводили какие-то внеклассные занятия. Затем пошли слухи, что строительная компания выкупила эту землю и собирается строить на ней дома по 16-20 этажей (не знаю точно). Все жители района были против этого, потому что зеленые насаждения вырубают, никто взамен ничего не сажает. И наш город превращается из города-сада в город-пустыню. То, что сейчас творится на улицах города не подается описанию…Большая просьба от жителей, чтобы не трогали этот участок, оставили какое-то «зеленое пятно», чтобы оно напоминало, что Алматы - это город яблок. На этом месте можно сделать сквер, парк, или восстановить детский сад. Я категорически против того, чтобы срубали деревья, и вместо детского сада строили многоэтажки. Вот видите, здесь чисто, кто-то убирает, содержит в порядке территорию, птиц очень много. Все-таки людям хочется быть поближе к природе. Можно выйти, подышать свежим воздухом (от Авт. – женщина тяжело вздохнула, бросая хлебные крошки птицам). Знаете, когда жители бастовали против строительства многоэтажного дома, они собирались здесь на этой площадке".
Возможно, жители района когда-то отстояли этот участок, теперь же создается впечатление, словно кто-то намерено приводит его в запустение. Все вокруг выглядит, как в фильмах ужасов, хотя буквально в ста метрах стоят высотки ЖК «Таугуль», а через дорогу расположилась школа. Все окна в зданиях разбиты, кое-где заколочены, вокруг валяются стекла, окурки, пустые бутылки, флаконы из-под спирта. Судя по всему, кто-то сюда регулярно наведывается. В нескольких местах видны следы пожара.
Заглянула в окно, в нос ударил резкий запах гари, сквозь решетку были видны почерневшие стены. Скорее всего, раньше здесь была кухня, которая сгорела дотла. На подоконнике у самой решетки лежала стопка промокших бумаг, засыпанная кусками обугленной штукатурки. Протянула руку, достала уцелевшие документы 2021-2022 годов, на которых красовался логотип BI Group. Примечательно, что застройщиком жилого комплекса через дорогу тоже является эта компания.
С любопытством стала изучать бумаги, среди которых были наряды-допуски на производство повышенной опасности, журнал регистрации инструктажа по безопасности и охраны труда на рабочем месте, планы совместных мероприятий по безопасности и охране труда на объектах BI GROUP, вахтерный журнал крановщика, схемы совместной работы башенных кранов и проект производства работ кранами. Так вот в последнем документе указано, что объект, на котором работали строители, назывался «многоквартирный жилой комплекс со встроенными помещениями и паркингом по программе «Ветхое жилье», расположенный по адресу г. Алматы, Ауэзовский район, ул. Сулейменова №13,15,18,20,22, 1 очередь строительства». Какое отношение к ветхому жилью имеет детский сад по адресу Сулейменова 11, неизвестно. Но в проекте производственных работ кранами четко сказано, что на месте садика должен быть «шестнадцатиэтажный односекционный жилой дом с подвалом и выходом на бесчердачную вентилируемую не эксплуатируемую кровлю с внутренним водостоком», в схеме он обозначен, как пятно №1. На схеме совместной работы бешенных кранов шестнадцатиэтажка тоже четко обозначена.
"В этом здании жили строители, когда возводили соседний жилой комплекс. Там была столовая, они готовили себе еду", - продолжила Галина Михайловна.
Тут послышался шорох. Было такое ощущение, что здание не пустовало.
"В этом доме кто-то есть?" - спросила я у своей собеседницы.
"Я видела мужчину в черном, который отсюда выходил, через вот этот проем, причем спиной (от Авт. – женщина кивнула на дверь позади меня). Скорее всего, здесь живут бомжи. Знаете, есть люди без документов, не знают куда пристроится, а здесь пустой дом стоит", - ответила она, теребя поводок.
Я внимательно осмотрела доску, которой была прикрыта дверь с обратной стороны и со всей силы ее толкнула. Оказалось, за ней стоял шкаф, который с грохотом ударился о пол, между дверью и упавшим шкафом появилась щель, в которую вполне можно было пролезть.
"Не надо, не ходите", - предупредила меня Галина Михайловна, - "возможно, там кто-то есть внутри, мало ли, что на уме у этого человека".
И я ее послушала, решила не испытывать судьбу. К тому же на территории есть еще одно здание, которое чуть лучше сохранилось. По крайней мере, пожаров там не было. А через разбитые окна были хорошо видны остатки мебели, детские стулья. Кстати, судя по схеме крановщиков, на этом месте застройщики планировали сделать склад.
Между блоками бывшего садика есть разрушенная хозяйственная постройка, которую превратили в свалку ненужных вещей. И, судя по всему, ее тоже поджигали. Обугленные балки и косяки, графити на кирпичной стене этого сарая дополняли и без того жуткую картину. Рядом под кустом лежал ковер, пустые бутылки, чуть дальше от них относительно свежий матрац. Видимо, местные маргиналы устроили здесь лежбище.
Галина Михайловна ушла. А я еще долго бродила вокруг этих жутких зданий. На самом деле детский сад можно было реконструировать или сделать на этом месте развивающий центр. Кстати, два года назад аким города говорил о том, что застройщики должны не только строить ЖК, но и удовлетворять потребность горожан в школах, детских садах и небольших амбулаториях. Но документы, найденные в «заброшке», говорят о том, что, скорее всего, здесь будет очередная высотка.