В рамках исследования были опрошены алматинские студенты журфаков.
На их основе можно сделать футурологические зарисовки о казахстанской журналистике в целом через несколько лет.
Пункт первый. "Считаете ли вы профессию журналиста престижной". На этот вопрос утвердительно ответило 48% опрошенных.
Другая половина - 46%, придерживается абсолютно противоположного мнения. Отсюда напрашивается вывод, что такое равномерное распределение на противоположные лагеря мнений исходит из того, что в юном сознании общественный статус журналиста не определен.
Подавляющее число опрошенных, считает профессию интересной -74%, но невлиятельной -67%. Для большинства будущих журналистов тезис о том, что СМИ четвертая власть - миф, не более.
Пункт второй. На вопрос: "Кем вы видите себя через пять лет после получения диплома", - лишь 39% ответило, что будут работать журналистами. Симптом тревожный для казахстанского рынка масс-медиа.
В нашей стране функционирует чуть более 20 журфаков, причем только в Алматы 4 факультета на грани закрытия. В общей сложности, ежегодно факультеты журналистики выдают "на гора" не более 500 дипломированных журналистов.
Если верить данным опроса, из этой массы только половина осядет в медийной сфере. В Казахстане функционирует более 2000 различных СМИ. Только за 2002 год общий тираж республиканских изданий увеличился на 150%. Для такого количества казахстанских СМИ ежегодный приток в 250 молодых журналистов - капля в море.
За год журфаки на 10 СМИ дают всего полтора журналиста. Поэтому сегодня практически все казахстанские СМИ в той или иной степени испытывают дефицит профессиональных кадров.
Дефицит можно проследить и на качестве местной продукции. Например, новостей на телеканалах. Как правило, за выпуск проходит три-четыре качественных сюжета, затем идет малоинтересный материал, эдакий фактурный полуфабрикат на тему какого-нибудь события.
Пару лет назад мне пришлось поработать шеф-редакторм на одном из казахстанских телеканалов в ежедневной информационной программе.
За два года существования проекта дефицит кадров оставался перманентной проблемой, несмотря на неплохие гонорары за сюжеты. Требовалось выдавать в эфир каждый будний день по четыре сюжета, а редакторов - всего три.
Приходилось устанавливать своеобразное дежурство, кому сегодня делать два материала. Частенько штат пополнялся новенькими, но не надолго, начинающих производственный конвейер съедает. На других каналах ситуация была не лучше. С прессой - тоже не все в порядке. Мне как читателю, не удается прочитать газету целиком. Проглатываешь первые полосы, а дальше вода и общие рассуждения, от которых, пардон муа, пучит.
Пункт третий. 40% респондентов оценивают качество преподавания на журфаках как среднее, 23% - как низкое, чуть больше 17% - как высокое. Примечательно, что более половины студентов - 59% - не имеют абсолютно никакого опыта работы.
Сами по себе цифры в общих чертах могут дать представление об уровне профессионализма выпускников. То, что он хромает - мягко сказано. Большинство выпускников абсолютно не ориентируются на медийном рынке, они приходят в редакции с устаревшими теориями, не имея никаких навыков в журналистской работе.
Был такой случай, после очередной просьбы переписать сюжет, не помню в третий или четвертый раз, вчерашний выпускник не на шутку обиделся и в сердцах крикнул: "У меня красный диплом, меня мэтры учили!".
Вот учился человек добросовестно журналистскому ремеслу пять лет, пятерки получал за самостоятельные работы и рефераты, деньги за обучение платил, а пришел на телеканал и азов не знает, чем, например, телевизионный текст отличается от газетного.
Пункт четвертый. Львиная доля опрошенных студентов в будущем хотят построить свою карьеру на поприще PR. Таковых, по данным фонда "MediaNet" - 55%.
Понятно, деятельность по связям с общественностью - это модно и по представлениям будущих медийщиков весьма доходно. Конечно, мы предполагаем, а рынок труда располагает, и далеко не все из желающих в конечном итоге до этого PR дойдут.
Но поговорим о тенденции. На мой взгляд, главное отличие журналистской работы от PR-деятельности в том, что в первом случае ты работаешь непосредственно на зрителя, читателя или слушателя, а во втором - становишься посредником между заказчиком и потребителем, тебе платят деньги за то, чтобы создавать нужные реакции в обществе.
Так вот большинство опрошенных студентов журфаков предпочитают в будущем работать на заказчика. Не интересует студентов свобода слова и яркие журналистские расследования.
Кстати, на сегодня в казахстанских СМИ этот жанр, считающийся высшим пилотажем в журналистике, занимает менее одного процента. Завтра он просто исчезнет.
ИТОГО: Вполне вероятно, что медийный рынок Казахстана будет также прогрессивно развиваться в количественных показателях и дальше.
И, возможно, через пару лет в информационном поле появятся еще пара тысяч свеженьких СМИ, но их качество вряд ли будет удовлетворять отечественного потребителя.
Если раньше ряды журналистов пополняли спецы других профилей: филологи, медики, экономисты, то сейчас этот приток значительно сократился. Экономика худо-бедно развивается, появляются рабочие места, растет спрос на специалистов. К тому же сама медийная сфера создает естественный отток талантливых журналистов из СМИ, например, в те же пресс-службы. Крупные компании предпочитают нанимать своих пресс-секретарей и журналистов, предлагая оплату труда намного выше среднего журналистского заработка.
Оставшиеся профи пера и слова будут группироваться вокруг богатых медийных проектов, которых, увы, в нашей стране не так много.
И на фоне нескольких тысяч СМИ останется две три полноценных газеты, пара телеканалов, и несколько информационных агентств…