Журналистика: собрать, переработать и распространить

Что важнее: форма или содержание? Небольшая, но преданная аудитория или развернутая экспансия на рынке? Количество вырученных от рекламы денег или репутация (авторитет) издания?
Когда журналисту комфортнее работается: когда он видит результаты своего труда, или когда получает за нее достойное вознаграждение, минуя ту стадию, которая в любом процессе называется удовлетворением?
Очень много вопросов к профессионалам в канун их праздника, но сегодня мы зададим 3 других и в знак солидарности обратимся во многие СМИ, - к их главным редакторам, учредителям, ведущим обозревателям - какими бы конкурентами они сами себя не считали, или их (между собой) - кто-то сторонний.
Итак:

1. Кем бы вы сейчас могли работать, если бы в свое время не пришли (или не попали случайно) в журналистику?
2. Ваше СМИ (их конгломерат) можно описать одним словом? (популярное, справедливое, народное, политическое, развлекательное)?
3. К чему время ведет наши СМИ? К прагматизму? Цинизму? Гуманности? Равнодушию ко всему, что не приносит денег?

1-й заместитель главноего редактора газеты "Мы выбираем Караван, Караван выбирает нас", Лариса Увалиева:

1. Преподавать могла бы, а в прошлой жизни, как мне говорили "сведущие люди", была то ли мексиканским лекарем, то ли каким-то врачевателем в Риме, но в медицину никогда не тянуло, честно.
2. Самое крутое.
3. К прагматизму.

1-й заместитель главного редактора газеты "Казахстанская правда", Сергей Волков:

1. Без вопросов, по своей первой специальности. Так как по профессии - экономист, - закончил Алма-Атинский институт народного хозяйства в 1984г. Работал в Госснабе Казахской ССР, Институте экономики АН КазССР, Верховном Совете республики, Антимонопольном комитете страны. Там и начал писать свои первые статьи.
А в газетную журналистику мне помог попасть Михаил Устюгов, работавший в "Экспресс К" и "Караване", который терпеливо правил мои первые экзерсисы больше года. С его легкой редакторской руки и попал в удивительный мир прессы.
2. Наше издание точно не развлекательное. Политическое - да. А в "народные" и "справедливые" газеты - не верю.
3. К гуманности и позитивному отношению к жизни. Если в это не верить, зачем тогда быть журналистом?

Генеральный директор ТОО "Нур-Медиа" Арманжан Байтасов:

1. Я, наверное, стал бы кинорежиссёром или киносценаристом.
2. Холдинг "Нур Медиа" можно описать так - народно-демократическое СМИ. По аналогии с народно-демократической партией "Нур Отан".
3. Сегодня, как мне кажется, наши СМИ ведут к прагматизму.

Председатель редакционного совета еженедельника "Новое поколение", Олег Червинский:

1. Сложно представить. Вообще, в детстве я мечтал стать писателем. Таким, как Даниэль Дефо, чью книгу я запоем прочитал. Хотел писать такие же увлекательные книги, попыхивая ароматной трубкой. Помнится, даже начал что-то кропать про приключения человека, попавшего на необитаемый остров. Но потом понял, что "Робинзона Крузо" мне все равно не переплюнуть, и переквалифицировался в журналисты. В восьмом классе мои заметки в районной газете уже подписывали "наш нештатный корреспондент".
2. Интересное.
3. Время заставляет СМИ быть не "коллективным пропагандистом и агитатором", и не "глаголом жечь сердца людей", а становиться просто бизнесом.

Главный редактор информационного агентства "Интерфакс-Казахстан", Наиль Ишмухаметов:

1. Благодаря чтению книг с юношества "загорелся" стать журналистам или дипломатом.
2. "Интерфакс" - это Технология Информации.
3. Наверное, к прагматизму.

Заместитель главного редактора, редактор ежедневного выпуска газеты "Время", Вадим Борейко:

1. Поступить на журфак МГУ и стать журналистом задумал в 6 классе. Профессии не изменял никогда. Сейчас активно занимаюсь фотографией, чтобы на пенсии, если окажусь невостребованным, возможно, переквалифицироваться в свадебные фотографы.
2. Профессиональное.
3. Могу говорить только за свое СМИ: к максимальному информированию аудитории.

Шеф-редактор газеты "Комсомольская правда в Казахстане" Наталья Соколова:

1.Врачом. Даже целенаправленно начинала учиться медицине, но потом именно случайно "попала":).
2. Если одним, то народное.
3. "Комсомолке" - больше 80 лет! И время, осмелюсь предположить, не сильно "старит" наше издание. И всегда время вело нас к… народу. Ведь наша газета - это то, чем живут люди и все, что закономерно связано с их жизнью.

Главный редактор газеты "Аргументы и факты" - Казахстан", Сергей Кузовников:
1. В полиграфии.
2. Честное.
3. К прагматизму.

Главный редактор ежедневной деловой газеты "Фокус", главный редактор новостного сайта Vesti.kz, Александр Новиков:

1. Где угодно - только не в бизнесе.
2. Фокус - политическое, Vesti.kz - информационное.
3. Должно привести и приведет - к прагматизму.

Издатель журнала "Эксклюзив", Карлыгаш Еженова:

1. Cлучайностей не бывает. Все равно было бы где-то рядом. Несколько раз изменяла своей профессии и даже успешно. Была пресс-секретарем, членом правления крупного банка, консультантом по связям с общественностью, чиновником, но счастлива только тогда, когда занимаюсь своей "случайной" профессией.
2. Я бы его назвала "думающим" или "заставляющим думать".
3. Надеюсь, что время ведет нас к профессионализму как балансу между гуманностью и прагматизмом. Это не противоречивые, а взаимодополняющие понятия.

Генеральный продюсер АО ТК "Южная столица", Евгений Грюнберг
1. Педиатром.
2. Пока никаким.
3. Из определения наших СМИ уже выпали два слова и понятия - "массовая" и "информация", они теперь просто средства, для всего чего угодно, кроме своей основной первородной задачи.

Главный редактор, исполнительный продюсер проекта "Наши дети" продюсерского центра "Гала ТВ", Евгения Сакенова:

1. Если не в журналистику, то никуда больше!!!:)
2. Программы продюсерского центра Гала ТВ - это телевидение о народе и для народа.
3. Скорее всего, равнодушие ко всему, что не приносит денег…

Репортер русской службы Рейтер в Казахстане Мария Гордеева:
1. Могла бы - тренером по легонькой атлетике, продавцом газет и журналов, алма- атинской поэтессой.
2. Real news.
3. К продажности и как итог - концу СМИ. Потому что, когда из 20 материалов газеты/агентства/новостей ТВ только два авторских (журналистских), а все остальные - проплаченные компаниями - тогда про СМИ как таковое уже не стоит и говорить…

Послесловие автора:
Резюмируя все вышесказанное, не могу не добавить, что у термина "прагматизм", к которому сегодня в блиц-опросе часто прибегали наши высокопрофессиональные респонденты есть одно основное значение: истинным признается лишь то, что дает практические результаты, а значит, прагматизм заставляет следовать всегда и во всем узкопрактическим интересам, соображениям пользы и выгоды. Но, буду банальна, не все измеряется деньгами.
И коллектив сайта Караван.kz поздравляет всех журналистов, издателей, редакторов, фоторепортеров, режиссеров, операторов; стрингеров и колумнистов, левых и правых, крупных и мелких, общественно-информационных и узко специализированных - с профессиональным праздником и искренне желает в непростые (и для СМИ, увы, тоже) времена думать не столько о выживании и выгоде, сколько о том, что ваша деятельность - множество окон в страну и мир. Из которых можно не только хлебнуть воздуха свободы, но, к сожалению, вдохнуть и запах военной гари. А еще - услышать музыку, увидеть лица и оценить мысли, умения и душевные порывы других людей.
Человечности и честности вам, а заодно - справедливости к вашему нелегкому ремеслу, коллеги!

Иллюстрация с сайта http://www.smi-kazan.ru