«С учетом того, что за последние годы достаточно большое количество осужденных, по моим оценкам несколько сот человек, в той или иной степени прямо или косвенно были связаны с распространением каких-то экстремистских идей, в том числе радикального плана, то, конечно, они свою роль играют. Но я не могу сказать, что это имеет масштабный характер», - сказал Е.Жовтис агентству КазТАГ в понедельник.
По мнению правозащитника, речь скорее идет о представителях отдельных течений, чем о масштабном внедрении идеологии ваххабизма.
«Давайте говорить не «идеи ваххабизма», а «отдельные идеи отдельных религиозных групп». С моей точки зрения, нет такого понятия как ваххабизм, который распространяют как некую, имеющую общую основу экстремистскую радикальную идеологию. Это скорее распространение радикальных экстремистских идей общественно-политического переустройства, в которой в своеобразной интерпретации используются чисто исламские догмы. Здесь, прежде всего, политика, а не религиозная сфера», - пояснил Е.Жовтис.
При этом он не отрицает, что ситуация, в которой находятся осужденные, может быть намеренно использована для распространения таких идей.
«Если система проявляет жестокость, если система давит на психику, если система излишне репрессивна и карательна, то человек ищет какое-то убежище. И когда ему это убежище предлагают в форме сначала религиозной, которая потом потихонечку приобретает политические очертания, то с этим бороться достаточно сложно», - сказал он.
При этом, считает Е.Жовтис, в распространении религии в ее традиционном понимании, нет ничего плохого.
«Само по себе распространение ислама, тем более в мусульманской стране, не несет ничего плохого. В местах лишения свободы, особенно в колониях общего и строгого режима, людям нужно находить какие-то точки опоры душевные, потому что зона – это очень сложное испытание для психики. Поэтому, естественно, что религия начинает играть большую роль, чем на свободе», - сказал он.
По мнению Е.Жовтиса, закрытие молельных комнат в исправительных учреждениях не принесет пользы в борьбе с распространением радикальных экстремистских идей.
«Я критически отношусь к идее закрыть молельные комнаты в исправительных учреждениях. Мне кажется, это не очень верный подход. Это не борьба с распространением ваххабизма, это просто лишение людей возможности совместно отправлять религиозные ритуалы и приобщаться к религии. Другой вопрос, что это должно проходить под определенным контролем, и что здесь духовное управление мусульман Казахстана должно играть очень серьезную роль для того, чтобы в зонах противопоставлять распространению радикальных экстремистских идей идеи ислама как одной из величайших религий», - пояснил Е.Жовтис.
По мнению правозащитника, наиболее эффективный способ предотвратить распространение радикальных экстремистских идей в местах лишения свободы - это усиление работы по социальной реабилитации в колониях и подготовка персонала, занимающегося воспитательной работой.
«К сожалению, персонал исправительных учреждений не может ничего идеологически противопоставить (идеям радикального экстремизма - КазТАГ), потому что основную роль в местах лишения свободы режимные и оперативные службы, нежели воспитательные. Воспитательные службы не укомплектованы достаточным образом. Необходимо, во-первых, принимать меры к укреплению персонала правоохранительной системы, прежде всего, людьми, способными вести дискуссии, диалог, подготовленными в идеологическом и интеллектуальном плане и, во-вторых, делать более цивилизованными условия внутри колонии, где люди должны отбывать наказание за совершенные ими преступления и при этом думать о цели. А цель – социальная реабилитация, получить на выходе не угрозу для общества, а наоборот. Я других выходов не вижу», - сказал Е.Жовтис.