По настоятельной просьбе жителей мы выехали в поселок Тлендиева. Он входит в состав Караойского сельского округа и расположен в 20 километрах от Алматы. Здесь много бывших алматинцев, которые специально переехали подальше от города, рассчитывая на чистый воздух, хорошую продуваемость.
– Живем пятый год. Когда дом строили, летом муж ночевал во времянке. Так он не мог нормально спать, жуткий запах шел со всех сторон, – рассказывает жительница поселка Бану ИЗЕКЕЕВА. – Мы из города переехали с детьми.
Даже подумать не могли, что здесь такое происходит… Уже были мысли сбежать. Только куда? Летом окна открыть не можем. Я без маски на работу не хожу. Нас атакуют полчища комаров, мух.
– Я здесь родился, вырос, живу всю жизнь, с 1952 года, – говорит пенсионер Марат Сагадатович. – Свиноферму построили в 60-х годах. Здесь было маточное поголовье и поросята, очистку специальных емкостей производили два раза в день. Навоз вывозили на СТФ-2, там забетонированные отстойники. Мы раз в год очищали эти накопители. Но такого смрада не было! Сейчас вообще невыносимо стало. Дышать нечем, особенно в жаркую безветренную погоду.
Пенсионерка Сара ЖУМАГАЛИЕВА говорит, что стесняется летом приглашать гостей в дом: ни окна, ни двери не открыть, неприятный “букет” доносится со всех сторон.
“Мы не против свинофермы, но пусть соблюдают меры безопасности”
Предприниматель Жанна АМАНЖОЛОВА говорит, что запах ее волнует в последнюю очередь. Гораздо больше беспокоит то, что отходы жизнедеятельности фермы попадают в поливной арык:
– Этот арык течет мимо моего дома. После морозов, в начале февраля, мы сделали фотографии, как по нему бежали фекалии. Восьмого февраля приезжала комиссия, меня тоже позвали. Я показала ее членам, что нужно смотреть не на сад, который на территории свинофермы, а на реальную проблему. Во время обхода территории за свинофермой супруг копнул ногой навоз, а там лежали кишки. При этом на свиноферме утверждают, что их сжигают. Чеки (накопители) не бетонированы. Все отходы жизнедеятельности летом идут в поливной арык, потом к нам на поля, а дальше в реку. И – в Капшагайское водохранилище.
У нас есть фотографии – два года назад поливной арык также был заполнен навозной жижей. Так что проблема существует не первый год…
К тому же на мой участок земли, что был приобретен рядом с фермой, вывалили кучу навоза. Я написала заявление участковому, он приехал, устно предупредил руководителя…
– Поймите, мы не против свинофермы, готовы закрыть глаза даже на запах, – продолжает Жанна. – Ферма дает людям работу. Но пусть будут хорошие бетонированные отстойники, траншеи, соблюдаются санитарные нормы, меры безопасности.
“Не надо свинину есть, мы этим питаемся через овощи”
Территория, принадлежащая свиноферме, не огорожена. Вместе с жителями мы обошли кучи навоза, траншеи, в которых застыла желтая жижа. Дул сильный ветер, снег скрипел под ногами. В какой-то момент амбре от фермы так ударило в нос, что полились слезы. И зачем мы так близко подошли?
Сейчас от поливного арыка канавы с фекалиями отделяет насыпная дамба (ее сделали после приезда комиссии). Но сельчане бьют тревогу: с потеплением жидкие массы вместе с талой водой могут просочиться через почву и пойти в реку. А с началом поливного сезона – на поля фермеров.
– Сегодня сам увидел, что происходит, – говорит председатель совета общественности Кабылтайкажи АЛИМБАЕВ. – Возмутило, что внизу из этого арыка поливаются мои земли. Халяль, свинина… Если все это в сторону отбросить, не надо свинину, колбасу есть, получается, мы этим питаемся через овощи, фрукты и своих детей кормим.
Раньше частных полей не было. А сейчас каждый питается за счет своего участка, пытается вырастить экологически чистый продукт. Внизу находится около 40 гектаров земель. Не нужно ждать весны, чтобы весь навоз пошел на мои огороды. Пусть хоть ведрами предприниматель вычерпывает, но уберет все.
“Дышать нечем. Сколько мы писали, ездили...”
Ведущий специалист отдела ветеринарии Илийского района Айбол КУДЕРИН повторно обошел территорию свинофермы.
– Вместе с членами комиссии мы посмотрели, указанные в жалобе местных жителей факты имеют место, – говорит специалист. – Ранее выявлена утечка из жижесборника. Были приняты меры по экстренному устранению течи. Владелица комплекса написала объяснительную записку и обязалась, как потеплеет, полностью “оканавить” территорию.
– Все это текло и два, и три года назад в поливной арык, говорят местные жители. А почему раньше меры не предпринимали?
– Я эту течь не видел. По словам хозяйки, эти земли возле свинофермы она приобрела только в прошлом году. И еще не успела прорыть каналы, огородить.
Земля там рыхлая, насыпанная дамба может дать течь. Руководитель свинофермы говорит, что не допустит этого. Она весной обязуется все вычистить. Имеется предписание эколога, он дает срок до 1 мая.
Заглянули мы и в акимат Караойского сельского округа. Заместитель акима Гульнара КАТКЕЕВА подтвердила: предприниматель обязуется устранить все нарушения. А вот источник запаха – не только свиноферма:
– У нас наверху Ашибулакская территория, там городской канализационный отстойник. Запахи действительно невыносимые. Дышать нечем. Сколько мы писали, ездили...
– Что можно сделать?
– Это не от нас зависит. Надо на высшем, областном уровне вопрос решать.
Сплошная зона бедствия
Бухгалтер свинофермы Наталья МАРЧЕНКО, до которой мы дозвонились, считает, что ситуация вокруг хозяйства… высосана из пальца:
– В поливной арык фекалии не попадают. Мы сделали насыпную дамбу. Весной это будет все доделываться. В прошлом году выкопали траншеи для навоза. Будем дальше выкапывать.
– А на соседний участок почему попадают кучи навоза?
– Новый тракторист по незнанию вывез. Мы среагировали следом.
– А запах?
– В этом надо разобраться. Городские канализации стекают на поля. Мы их тоже нюхаем, и жители вместе с нами.
– Навоз так и должен на улице лежать?
– По ветеринарному законодательству навоз должен отлежаться на территории три-четыре года и вывозиться на поля. Кому он мешает? Санитарная зона от свинобазы в пределах 500 метров, там никогда ничего не застраивалось. Застраиваться стало недавно. Обратите внимание: там везде водозаборные скважины, на которых стоят выгребные ямы, туалеты жителей.
Пожалуй, экологам Илийского района нужно серьезно заняться этим поселком со всех сторон. Ведь, со слов местных жителей, это одна сплошная зона бедствия. Знает ли об этом аким Илийского района Кыдыркельды МЕДЕУОВ? Или до акимата зловония не доходят, а значит, можно закрыть глаза на все безобразия?
Алматинская область