Жизнь и мифы Греции

Греция – страна из школьных учебников по истории, но и в реальной жизни каждый метр ее земли пропитан историей. По сей день мифы и греки (не древние) живут бок о бок. Имена богов, можно сказать, повсюду – в названиях заведений, магазинов, продуктов питания и даже бытовых приборов. Не плениться греческой историей невозможно, тем более что эта земля – колыбель всей западной культуры. Именно критяне более других похожи на дорических греков. Крит – самый большой остров Греции, в длину он – 260 км. Сюда приезжают 2 миллиона туристов в год и расселяются в разных городах – в Ираклионе, Хание, Херсонисосе, Ретимно, Агиос-Николаосе и других. Все они обладают необходимой инфраструктурой для приема гостей. Туристический сезон в Греции еще не закончился – он длится с апреля по октябрь.

Оказывается, на Крите греки не едят говядину, так как коровы здесь попросту не водятся – нет подходящего корма. Ведь с одной стороны – море, с другой – горы, больше половины острова имеет гористый рельеф. Но критские горы – полная противоположность алматинским, утопающим в роскошной зелени. Здесь по большей части они сухие и каменистые, с редкой растительностью. Поэтому на каждом столе почетным блюдом является барашек. В своей любви к баранине греки очень похожи на казахов. Каких только блюд из нее они не готовят – и жареные ребрышки, и аппетитные котлетки… Эгейское, Ливийское и Ионическое моря, омывающие остров с разных сторон, даруют самые разнообразные морепродукты, но мясоедов здесь очень много. В почете супчик из козла, причем считается: чем старее козлятина, тем лучше, тем больше полезных свойств, влияющих на повышение мужской потенции.

Греки – известные виноделы. Виноград растет у многих прямо во дворе. Как и гранаты. Греки, как и казахи, – очень гостеприимный народ и крайне щедры в том, что касается угощения для гостя. Если вы закажете блюдо из рыбы, то это будет целая рыбина. Если греческий салат, то вам подадут его размером с тазик.

На Крит – место, куда не добрался экономический кризис, – съезжаются работать не только со всей Греции, но и из стран Восточной Европы. В туристический сезон работы хватает на всех. Преступность здесь почти равна нулю, Греция считается одной из самых безопасных стран, но статистику портят нелегальные мигранты из Пакистана, Албании и стран Африки.

Любопытно, что на Крите не разрешается строить здания выше трех этажей – из-за частых землетрясений. В Алматы микротряски – тоже частое явление, но это не мешает чиновникам выдавать разрешение на строительство небоскребов…

Причем здесь вы не найдете дешевые вещи из Китая, которыми забиты казахстанские магазины. Более того, таким вопросом вы попросту обидите продавца. Слава греческих кожаных изделий, текстиля, а главное – греческих шуб давно уже достигла казахстанских модниц. Знакомые доложили, что шубка “из шкурок” в местном магазине стоит 2000 долларов. Вообще центром шопинга на Крите является город Ираклион, кстати, во времена правления арабов-сарацинов там был крупнейший рынок рабов. Между городами можно легко перемещаться на общественном транспорте. А на другие острова или до Афин – доплыть на паромах.

Кроме знаменитых греческих шуб, самым популярным товаром на вывоз является оливковое масло. Чего только греки не делают из оливок и оливкового масла! Бешеной популярностью пользуются косметические серии. У туристок голова кругом идет от обилия кремов, скрабов, масочек, шампуней на основе оливы. Вся продукция – натуральная! Тут произрастает более 5 миллионов деревьев, то есть гораздо больше, чем численность населения всего Крита (620 тысяч человек).

Средиземноморский климат без дождей хорошо подходит для выращивания оливок. 70 процентов от всех оливок Греции произрастает на Крите. С одного дерева собирают 40 килограммов, это около 10 литров масла. К слову, оливковое масло, после того как его откупорили, можно хранить только в стеклянной или в жестяной таре. Интересно, что греки сначала научились получать масло из оливок, а потом только употреблять их в пищу. Сырые оливки жутко горькие на вкус. Но до сих пор существует традиция – когда идет сбор урожая, несколько оливок на дереве оставляют… для голодного путника!

Раньше оливки служили валютой, на них можно было приобрести землю, животных. До сих пор считается, что в доме у греков обязательно должно быть что-либо из оливкового дерева, так как это несет благополучие. Роль оливкового дерева запечатлена в разных мифах и историях. Самый известный из них – как в споре за право управления Аттикой сошлись бог морей Посейдон и воительница Афина. В это время там правил царь Кекроп – получеловек-полузмей. Зевс повелел, что тот из богов, кто сделает Кекропу и его жителям лучший подарок, станет правителем. Посейдон ударил посохом о землю – и открылся источник питьевой воды, вскоре выяснилось, что вода не пресная, а соленая. Афина же ударила своим копьем – и появилось оливковое дерево. Применение оливок оказалось настолько широким, что победа была засчитана даме, а столицу Греции назвали в ее честь.

На Крите жили этеокритяне, минойцы, ахейцы, дорийцы, потом остров стал частью Римской империи. Крит пережил великий взлет, когда был центром Восточного Средиземноморья, и великое падение – превратившись в провинцию. Тут было господство византийцев, арабов-сарацинов и турков, под гнетом последних греки находились 400 лет! Поэтому до сих пор дружбы между этими народами нет. Именно в тот период греки, исповедовавшие христианство, начали строить церкви в горах, чтобы турки до них не добрались и не разграбили. Позже, уже во времена Второй мировой войны, служители церкви прятали там людей от фашистов. По сей день многие церкви того периода благополучно стоят. Сегодня почти 100 процентов населения исповедует христианство. Греция – страна, где религия закреплена в Конституции, то есть церковь тут не отделена от государства. Церковь помогла грекам выстоять как этносу, как нации.

Кносский дворец считается вторым туристическим объектом в Греции по посещаемости после Афинского акрополя. Мифы и реальность тут сходятся в едином пространстве. Не побывать в нем – это то же самое, что приехать в Париж и не зайти в Лувр.

Дворец расположен вблизи города Ираклион – административного центра острова Крит. На входе всегда длиннющий хвост очереди. Шесть евро за входной билет – и вы во владениях царя Миноса Пасифаи. Кносский дворец – самый большой из дворцов той эпохи, там насчитывалось 1 500 различных помещений! Туристы могут увидеть знаменитые фрески – голубых дельфинов в покоях супруги Миноса, красного быка в окружении юношей, резвящихся синих обезьян.

Обнаружен он был в начале ХХ века англичанином Артуром Эвансом. Археолога сегодня многие ругают за то, что он восстановил Кносский дворец согласно вольным, где-то романтическим представлениям. Но исключительно благодаря его любви к греческой мифологии теперь можно любоваться Кноссом. Эванс был директором музея в Оксфорде и “по совместительству” очень состоятельным человеком. В отличие от скептиков, полагавших, что греческие мифы – не более чем сказки, он верил, что произведения Гомера основаны на реальных событиях, поэтому, когда немецкий археолог Генрих Шлиман нашел Трою, воодушевленный Эванс принялся искать Кносс. Он выкупил (!) весь Кефалийский холм и раскопал там Кносский дворец. В его честь здесь стоит маленький памятник. Скончался Эванс от сердечного удара, когда услышал, что немецкая армия во время Второй мировой войны бомбит Кносский дворец...

По мнению британца, в Кноссе правил царь Минос – сын Зевса и Европы. Он заказал архитектору Дедалу построить Лабиринт, куда поместили чудовище – Минотавра. Каждый год ему приносились человеческие жертвы. Никому не удавалось выйти из Лабиринта живым, кроме Тесея, которому помогла Ариадна, дочь Миноса.

Могли ли знать правители Кносса, что через тысячи лет именно устрашающий образ Минотавра – человека с головой быка – будет привлекать толпы туристов со всего света и исправно пополнять бюджет страны?

Крит – Алматы