Живущий в США казахстанский пловец воспитывает чемпионов для Америки

Победитель Азиатских игр, пловец Владислав Поляков рассказал о своей жизни в Америке. Наш земляк иммигрировал много лет назад, но следит за жизнью на Родине. Он назвал уникальными имеющиеся на сегодня достижения казахстанской сборной, но в то же время отметил детали, которые следовало бы улучшить. Поляков посоветовал казахстанским спортсменам воспользоваться известным американским выражением для достижения наилучших результатов. Кроме того, он раскрыл личные секреты, которые помогали ему занимать призовые места на соревнованиях мирового уровня, сообщает Caravan.kz.

Владислав Поляков родился 30 ноября 1983 года и вырос в казахстанском Петропавловске. Стиль плавания – брасс. В 1999 году спортсмен переехал на учебу в США.

Спортивные успехи:

- Пятое место на двух дистанциях – 100 и 200 метров на Олимпиаде в Афинах;

- Две бронзовые медали на чемпионате мира в 25-метровом бассейне;

- Серебряная медаль XXIV Всемирной летней универсиады (200 метров);

- Золото на чемпионате мира в 25-метровом бассейне (200 метров);

- победитель Азиатских игр.

Владислав Поляков окончил в 2007 году факультет маркетинга Алабамского университета. Является  многократным призером этапов Кубка мира и чемпионатов США, пловец клуба Coral Springs во Флориде, США.

- Влад, ты много лет учился и сейчас уже работаешь в США. Твоя работа связана с плаванием?

- Да, на данный момент я работаю тренером мужской и женской команд Университета города Луисвилла (University of Louisville), штат Кентукки. Наши команды - в десятке университетского рейтинга Соединенных Штатов Америки. У нас тренируются одни из самых лучших пловцов мира, которые успешно совмещают учебу и плавание на высочайшем уровне. В составе нашей группы россиянин Григорий Тарасевич, который выступал в трех полуфиналах на чемпионате мира в Казани, американка Келси Уорелл - она сейчас третья в мировом рейтинге по стометровке стилем баттерфляй, и бразилец Жоао Де Лукка, который входит в десятку лучших по плаванию кролем на 200 метров.

- Как показывает мировая практика, многих спортсменов не останавливает возраст. Они продолжают выступать, находя новые стихии – открытая вода, триатлон. Есть ли планы тренироваться?

- Если честно, после выступления Димы Баландина на Азиатских Играх в прошлом году я немного загорелся проверить силы и начал довольно серьезно тренироваться. Подумал, что даже если ничего не получится, то хоть сброшу пару килограммов (два месяца я усердно находил хотя бы час для ежедневных тренировок). Затем у нашей команды начались простартовки и переезды, и как-то все это сошло на нет. Я проверил силы на местном старте по короткой воде. Проплыл сотню с неплохим временем, но теперь уже как эксперт понял - даже для того, что бы выйти на старый уровень, потребуется чудо. Однако эксперимент понравился моей жене. Она была очень даже не против того, чтобы я подтянулся. Думаю, что останусь в спортивном плавании, но как тренер.

- Планируешь ли ты вернуться в Казахстан как специалист? Есть ли у тебя планы вырастить чемпионов?

- Чемпионов мы уже растим, только пока не казахстанских. Хотя если в Казахстане есть такие талантливые спортсмены, которые готовы совмещать учебу с плаванием, и имеют, как мы говорим, «горящее желание», думаю, с удовольствием создал бы такое партнерство с нашими спортсменами.
А в плане возвращения - ответить на этот вопрос сложно, так как я женился. Моя жена – американка, выросшая во Флориде, и я понимаю, как ей было бы тяжело находиться в тысячах километров от родных краев. Но, тем не менее, невозможно знать наперед, какие возможности может предоставить жизнь. В любом случае, я готов делиться опытом с нашими тренерами и спортсменами.

- Что, на твой взгляд, может повлиять на развитие плавания в Казахстане?

- Поддержка, внимание и спортивные сооружения. Все очень просто – чем больше людей занимается нашим спортом, тем больше возможностей для того, чтобы наши тренеры смогли найти талантливых спортсменов. Поддержка на определенном уровне уже присутствует, но она может быть намного больше. Надеюсь, благодаря новым победам Димы Баландина и Кати Руденко в бассейны станет приходить еще больше малышей. А вот эти самые бассейны – это уже другой вопрос. Здесь, в соседнем штате (Индиана), штатный закон – бассейн обязан присутствовать при каждой государственной школе! Как же здесь не развиваться плаванию.

- У подростка есть талант, есть способности. Что нужно, чтобы сделать из него победителя?

- Заставить его в это поверить. Предоставить оптимальные условия для него, когда это необходимо. И дать возможность показать свой талант.

- Пловцы из Казахстана пытаются пробиться на международные соревнования. Чего, на твой взгляд, не хватает в этом отношении – профессионализма тренеров или количества тренировок?

- Я знаю, что казахстанская сборная, когда нашим тренерам не хватает знаний или ресурсов, не против воспользоваться помощью других международных специалистов - например, Дмитрия Манцевича. И как эксперт в нашем деле могу сказать, что нынешние достижения наших спортсменов в своем виде уникальны, если брать в сравнение общие условия подготовки пловцов того же уровня из элитных стран мирового плавания (США, Япония, Австралия и так далее).

Тренировки и их количество сами по себе не повлияют на конкурентоспособность и качество подготовки, необходимой для битвы со странами, в которых культура мирового плавания существует уже веками. 

В общем, думаю, что не хватает всего понемножку, и в целом это превращается в большой недостаток. В США есть выражение - «не пытайся улучшить недостаток на 20 процентов, а найди 20 вещей, в которых есть недостатки, и улучши их все на один».

- Сейчас большую роль, и не только в плавании, стали уделять профессиональным специалистам – спортивные медики, психологи, тренеры по кондиции, а также технологии и оборудование. Насколько это важно и нужно для достижения результатов?

- Возвращаемся к предыдущему вопросу и ответу. Все эти вышеперечисленные вещи (медики, психологи, тренеры и так далее) и являются тем самым одним процентом улучшения в 20 других вещах. 

Я считаю, что спортсмен должен сначала достичь определенного уровня перед тем, как перейти к работе с дополнительными условиями. Нужно ли это все для достижения сегодняшних результатов мирового уровня – абсолютно верно! А для того, что бы выигрывать юниорские или региональные соревнования – вовсе не обязательно.

- Сейчас очень модно выделять мотивировки, например, «пять принципов достижения цели от Владислава Полякова». Назови их, пожалуйста.

- Первое - окружить себя людьми, которые так же верят в твою цель и рассуждают подобно тебе. Второе - трудись и работай на пути к своей цели, особенно тогда, когда никто не смотрит (даже тренер). Третье - не жди других, что бы принять за тебя решение. Четвертое - верь в свою цель до самого конца, даже когда кажется, что все потеряно. Пятое - не ищи одной большой, быстрой победы. Ищи много маленьких по пути к своей цели. И используй поражения как уроки для будущего!

- Когда ты плавал, что служило для тебя движущей силой и кто был твоим кумиром среди пловцов?

- Многие не верили в мои способности, и я всегда хотел доказать обратное. Так было в ранние годы. Позже это превратилось в мечту – плыть на Олимпийских играх. Когда мне было 15 лет, я посмотрел видео финала Олимпийских игр в Барселоне 1992 года. Победитель той Олимпиады, Майк Барроуман - до сих пор мой кумир. Он был небольшого роста и абсолютно без тех данных, о которых говорят эксперты. Тем не менее, он пять раз перебивал мировой рекорд на 200 метров брассом в течении двух лет, с 1990 по 1992 год. И все это было после его провального выступления на Олимпиаде 1988 года в Сеуле.

- Кого ты считал своим основным соперником? 

- Континентально - Косуке Китаджима из Японии. В мире - Брендан Хансен из США.

- Прошло время, в плавании тоже произошли изменения, появилось много новых пловцов. Кто, на твой взгляд, лучше всех, какой вид техники тебе нравится?

- В брассе сейчас лучший пловец-спринтер - это британец Адам Пити, но он отстает в технических элементах, на выходах и поворотах. Лучшим спортсменом, наверное, до сих пор остается Камерон Ван Дер Бург. На 200 метров – это немец Марко Кох и олимпийски чемпион из Венгрии Даниэль Гьюрта. А пловец-универсал, который может все - конечно, Майкл Фелпс. Технически Баландин, по моему мнению, плывет идеально.

- Дмитрий Баландин лидирует на данный момент в сборной Казахстана на дистанциях 100 и 200 метров брассом. Есть ли у него шанс на то, чтобы взять Олимпийскую медаль в Рио?

- Безусловно! Есть шанс и на большее. Все зависит от того, насколько Дима верит в свои силы и от возможности провести сезон без травм. У него есть все необходимое для удачного выступления в Рио в 2016 году.

- Спортсмены всегда ставят перед собой новые цели. Какое направление ты выбираешь для себя?

- Быть лучшим отцом своему ребенку. Моя жена Марайя беременна, мы ждем мальчика к июню.

- Владислав, к какому типу людей ты себя относишь – семьянин, карьерист?

- Думаю, когда-то я был карьеристом, а теперь, наверное, больше семьянин. Считаю, что нужно быть универсальным человеком и пытаться быть наилучшей версией себя самого.

- В прошлом году ты женился. После этого что-то изменилось в привычном укладе твоей жизни?

- Мы с женой уже давно живем вместе, поэтому немного. Наверное, чувствую себя намного ответственней.

- Своих детей ты отдал бы на плавание?

- А почему бы и нет? Этому спорту я очень благодарен. Пусть он не самый простой, но думаю, что простых видов спорта не бывает – особенно, когда дело доходит до верха пирамиды. Я попрошу своих детей только об одном – чем бы они не занимались, делать это надо с полной отдачей, на все 100. И посмотрим, что получится.

- Мне очень понравились твои слова из прошлого интервью, цитирую: «Я научился в Америке тому, что предела возможностям нет ни у кого, что и пловец маленького роста может выиграть у более высокого соперника: потенциал человека безграничен. Я бы хотел, чтобы все спортсмены поверили в это. И тогда действительно не будет ни в чем границ». Можешь ли ты добавить что-то к этим словам?

- Наверно, я был мудрее в те года, чувствую, что сейчас стал более скептичен. Шутка! Нет, это именно так. Мы действительно ограничены только нашим сознанием. Иногда кажется, чем больше мы знаем, тем больше мы себя ограничиваем. Если есть цель, то иди к ней и не прислушивайся к скептикам.

- Большое спасибо за интересное интервью.