Более подробное мнение эксперта на этот счет приводит Caravan.kz.
Очевидно, что сегодня, когда идет обсуждение поправок в выборное законодательство, возникают вопросы и появляются новые предложения. Например, одни эксперты предлагают вернуться к смешанной системе, комбинации мажоритарной и пропорциональной систем, которая, по их мнению, могла бы сочетать их преимущества, минимизировав недостатки. Другие – более радикально снизить регистрационный порог для партий, например, до 3 тысяч человек. Третьи – предоставить возможность участвовать в выборах беспартийным самовыдвиженцам, четвертые размышляют о том, как можно объединить гендерную и возрастную квоту в 30%.
Весьма вероятно, что некоторые предложения будут учтены, но вряд ли произойдет отказ от пропорциональной системы. В августе 2019 года Нурсултан Назарбаев в своем выступлении отдельно остановился на результатах проведения реформ в выборном законодательстве, подчеркнув, что принятая пропорциональная модель полностью соответствует лучшей мировой практике, активизирует деятельность политических партий в целом.
Судя по всему, отказ власти от мажоритарной системы во многом обусловлен высокой вероятностью оценки потенциальных системных рисков и угроз по обеспечению политической стабильности, благополучия и безопасности граждан исходя из реалий нынешнего дня. Специфика казахстанской модели развития объективно вынуждает учитывать такие факторы, как уровень жизни, качество политической культуры электората, традиций голосования, сопряженных с родоплеменной и этнической составляющей. При всей проводимой властями работе, мы вынуждены констатировать, что трайбализм, особенно в южных регионах нашей страны никуда не делся. И вероятность того, что выбирать депутатов будут принципу принадлежности к определенному роду – нельзя.
Очевидным является и то, что страна нуждается в политической традиции «ответственных правительств», успех которых, как показывает опыт стран Западной Европы, зачастую связан именно с приоритетностью пропорциональной системы. Спектр угроз, существенно усложняющих применение мажоритарной системы в Казахстане, обусловлен наличием таких факторов как влияние финансово-промышленных групп, как способа давления на местную власть, подкуп избирателя, особенно теми у кого есть значительные для этого средства. Кстати, Украина в том числе по этой причине (все мы помним феномен «гречкосеяния») пришла к решению о переходе к пропорциональной системе выборов законодательного органа. Возможность доступа к власти может использоваться как инструмент избежания правосудия за счет приобретаемого иммунитета. Примеров из отечественной, российской или киргизской практики в этом отношении предостаточно. Ну и самый главный, наверное, недостаток это снижение роли системных партий и возрастания роли разновекторных политических сил, не способных к коалиции, консенсусу. Примеров в мировой практике того, что это становилось источником дестабилизации и коллапсов политической системы много. Далеко ходить не надо – яркий пример Украина и Киргизия.
Также маловероятным выглядит возможность еще большего регистрационного порога - его итак предлагается сократить в два раза. Политическая партия все же должна пользоваться общественной поддержкой. Точных и свежих сведений о численности членов казахстанских политических партий сейчас найти трудно, но можно предположить, что их до двух миллионов человек. То есть высокий регистрационный порог вынуждал партии вести большую агитационную деятельность, выдвигать актуальные политические программы. Риск существования партий - «бездельников» существенно снижался. К тому же основными «игроками» на политическом поле пока остаются все те же партии, в основном представленные в парламенте, шансы иных пока просматриваются нечетко.
Партии сейчас строятся не только по вертикальному, но и по горизонтальному принципу, когда существует конкретная и поэтапная программа действий, общая идеология и видение будущего. На постсоветском пространстве начали избавляться от коммерциализации политических процессов. Например, в России после либерализации законодательства и снижения необходимой численности партийцев с 40 тысяч до 500 человек, ситуацией воспользовались политтехнологи. Появились так называемые партии-спойлеры, дублирующие уже существующие, и вносящие путаницу в головы избирателей.
В Украине сегодня зарегистрировано 349 партий. Местный Минюст утверждает, что 48 из них не функционируют необходимым образом, не выдвигают кандидатов на выборах президента и народных депутатов. Считается, что значительная часть партийных проектов носят искусственный характер и созданы с целью дальнейшей продажи уставных документов. В Украине периодически действовала то пропорциональная, то смешанная система парламентских выборов. В конце прошлого года в стране принят новый избирательный кодекс, согласованный с предложениями нового президента Владимира Зеленского. Теперь на выборах депутатов предусматривается применение пропорциональной избирательной системы с открытыми списками.
Все это говорит о том, что партии становятся более важными политическими акторами на постсоветском пространстве, являются важным индикатором преобладающего в государстве общественно-политического дискурса, что отражается на структуре избирательных систем.
Праймериз как партийная процедура
Одни эксперты считают, что в основе мажоритарной системы лежит больше негатива, чем положительных элементов. В частности, возникает коррупционное поле, так как голоса избирателей могут покупаться, и не только за деньги, но и с помощью различных хитрых пиар-компаний. Однако, с другой стороны, между избирателями и депутатами возникают достаточно прочные связи, другими словами, избиратель знает конкретного депутата, к которому можно обратиться за помощью. Мажоритарная система, как правило, проста в реализации, но более дорогая по затратам. В то же время преимущества пропорциональной системы в том, что количество депутатов в парламенте отражает процент избирателей, поддержавших конкретную партию. В этом смысле пропорциональная система справедливее мажоритарной. Смешанная же система путает людей и создает возможности для использования незаконных технологий.
Избиратели ориентируются как на партийные бренды, так и на деятельность конкретных политиков. Каждая страна ищет свой приемлемый метод проведения голосования. Современная партия - это не просто набор лозунгов и символики, а еще и история успеха, целая работающая система. И вопрос стоит в том, насколько она эффективно существует в той или иной стране. Во многих государствах ведущие политические силы используют открытый внутрипартийный отбор – праймериз. Это позволяет привлекать реальных и харизматичных лидеров, то есть в определенном смысле использовать те преимущества, которые дает мажоритарная система.
26 марта текущего года правила организации праймериз были утверждены партией «Nur Otan». Правда, их проведут только после стабилизации ситуации в стране, вызванной коронавирусом, вероятно, с использованием онлайн-технологий. При этом закон не заставляет партию проводить праймериз, это добровольная инициатива, способ формирования предвыборного списка в парламент из достойных кандидатов.
Традиционно праймериз используются партиями для определения кандидата от округа (реже по партийному списку), который более всего поддерживается членами и сторонниками партии. Использование данного инструмента дает возможность кандидату придать своей кампании более значимую легитимность и известность, чем, если бы он был включен в бюллетень по кулуарному решению партии.
В каждом государстве своя специфика избирательной системы. В Конституции РК, чье 25-летие страна будет отмечать в 2020 году, говорится, что единственным источником государственной власти является народ. За прошедшие годы в стране были использованы разные избирательные механизмы на выборах разного уровня для реализации этого принципа. Избирательная система, как правило, соответствует уровню развития общества, особенностям правовой культуры. Государства, модернизируя избирательную систему, зачастую вынуждены принимать шаги исходя не только из запросов населения, но и учитывая готовность общества.
Модернизация и мобилизация
Учитывая изложенное, можно сделать следующие выводы. Модернизация партийно-политической системы в Казахстане подразумевает не только формирование новых терминов, предвыборных программ и программ перезагрузки. Партии также должны убедить граждан страны в том, что они способны их реализовать конкретно и действенно.
Кроме того, партии надо иметь способность собрать сильную и эффективную команду, которой по силам провести у себя перезагрузку. Также партия свои программы должна апробировать на себе. Если государству нужны профессионалы, следовательно, и внутри партии должна работать система селекции и обучения профессионалов. Если партия выступает за модернизацию, то сама должна отдавать предпочтение современной системе выборов - через праймериз, в том числе используя Интернет.
Пропорциональная система, применяемая на выборах в Казахстане, фактически стимулирует развитие многопартийности. Более того, ее важным результатом является создание условий для формирования среды политического плюрализма. Партии в большей степени зависят от избирателей, чем отдельные кандидаты.
Осуществляя процесс модернизации, необходимо проводить законопроекты через парламент. Опыт, который накоплен различными странами, демонстрирует, что в условиях парламентского большинства можно успешно решать сложные задачи модернизации, которые возникают перед страной, как тактического, так и стратегического характера. Одной из главных задач правящей партии должна быть системная борьба с коррупцией, в том числе посредством внесения необходимых изменений и дополнений в законодательство.
Идеи модернизации должны быть распространены и быть правильно понятыми в регионах. Наличие там своих подразделений существенно упрощает решение данного вопроса. В качестве эффективных мер по популяризации различных аспектов модернизации и перезагрузки могут стать выступления в СМИ партийных лидеров и экспертов по вопросам модернизации, использование в работе инновационного дизайна и креативной символики.
Серьезной опасностью может стать уход от реальных преобразований в имитацию процесса, этого нужно избежать. В числе других тенденций выделяются слабость конкурентных ресурсов политических партий. В условиях настоящего кризиса партия «Nur Otan» оказалась политической силой в стране, сумевшей брать на себя ответственность, мобилизовать общество. Партия в чрезвычайных условиях на растерялась за короткое время смогла организовать сбор средств, работу волонтеров по помощи нуждающимся, и т.д.