Круглый год к ним стекаются люди из разных уголков страны, а в праздник Крещения Господня желающих набрать воды, совершить омовение так много, что образуются очереди.
Дух помогает обрести здоровье через воду
В Жамбылской области своими необычными свойствами известен родник Аулие бастау, что в 40 километрах от Тараза.
Ежедневно сюда приезжают из других городов страны толпы паломников, которые набирают живую воду в баклажки, фляги и другую посуду. Особенно многолюдно в праздник Крещения Господня. Считается, что в святой источник нужно обязательно окунуться три раза, чтобы получить исцеление. А воду можно использовать в течение долгого времени в домашних условиях, и она не теряет лечебных свойств.
Неподалеку от родника покоится прах старца, который при жизни занимался целительством. Его местные жители и называют “аулие” – “святой”. По легенде, именно его дух помогает обрести здоровье через воду.
Здесь же располагается древнее городище Аулие бастау, которое относится к VI–X векам и включено в Список памятников областного значения.
В надежде на чудо
В нескольких километрах от Семея находится легендарный источник, который на протяжении 300 лет называют Святым ключом.
Легенда гласит, что в одну из ночей 1740 года из городской крепости исчезла Семипалатинско-Абалацкая икона Божией Матери. А нашел ее заблудившийся в лесу мужчина, который поехал за дровами, но сбился с пути. Отчаявшись, он начал молиться и внезапно увидел в чаще леса светящийся огонек, на свет которого побежал.
В распадке на стволе тополя он увидел икону с горящей свечой и бьющий из-под корней дерева ключ воды.
Узнав местность, путник сразу же отыскал дорогу к дому и, приехав в город, рассказал священнику православной церкви о том, что произошло с ним. Священнослужитель спешно отправился к тому месту. Икона по-прежнему стояла около дерева. Помолившись, он пытался снять икону с дерева, но не смог этого сделать. Лишь когда обратился с просьбой снять реликвию к нашедшему ее мужчине, тот смог это сделать.
Чудотворная икона была возвращена в крепостную церковь, а Святой ключ получил свое название и стал местом паломничества людей.
Позже рядом с источником появился женский монастырь. Монахини завели специальные тетради, в которые люди записывали случаи исцеления святой водой из источника. Сегодня таких записей никто не ведет. Но сотни людей приезжают к источнику в надежде на чудо. По святым местам
Крест Сарканский
Лет десять назад рыбаки, сидевшие на берегу реки Саркан, что возле одноименного города, увидели, как камни на дне вдруг начали светиться...
Ошеломленные мужики, бросив удочки, вытащили все фосфоресцирующие булыжники на берег и сложили их в форме креста. Сияние вскоре исчезло и больше не возобновлялось, но молва о необычном происшествии моментально облетела маленький Саркан.
К кресту пошли люди. Молились, просили здоровья себе и близким. Многие набирали воду из речки, что напротив каменного креста. У кого-то нормализовался сон, у других вдруг улучшилось общее самочувствие.
Люди оставляли возле креста монеты или сладости. Православная церковь к подобным “чудесам” относится весьма скептически, поэтому местные священники о кресте на берегу просто старались не разговаривать. Ныне в Саркане про каменный крест знают все, но ходоков к нему все меньше и меньше…
Не пей спиртное, козленочком станешь
В Кызылординской области в 25 километрах от областного центра есть колодец Нуртугана. Считается, что местная вода исцеляет от алкоголизма.
Это буквально яма в земле. На дне – вода, спуститься к ней надо по глиняным ступеням. Открыватель “водоема” сам исцелился здесь от пьянства. Потом построил мазанку неподалеку, разбил огород и стал ширакши – хранителем сакрального места.
А зовут этого мужчину Нуртуган. Он рассказывает, что в молодости работал художником, неплохо зарабатывал, любил с друзьями покутить. Вот и пристрастился к алкоголю. К колодцу привел Нуртугана сон. Приснился ему однажды благообразный старец, который показал на знакомую местность.
– Здесь лежит Абдалы-кызы Гульнур. Девушка-воин. Погибла она совсем молодой.
Еще через десяток метров в сторону старец указал на пустошь:
– Здесь будет твой дом, помогай людям, вырой колодец для паломников.
Проснувшись, мужик, недолго думая, так и поступил.
На месте предполагаемой могилы Гульнур есть теперь небольшой памятник из красного кирпича, в ограде растет дерево, к его ветвям привязывают платочки и пояса бесплодные женщины. Говорят, такая “фенечка” помогает быстрее излечиться от бесплодия.
Нуртуган говорит, что вода хорошо помогает тем, кто дает обет не пить спиртного, завязать с курением и не обижать близких.
Источник у могилы Дадем‑ата
К святому источнику в Приуралье приезжают люди разных вероисповеданий со всех концов страны и даже зарубежья, чтобы испить воды и исцелиться.
Он расположен в 70 километрах от Уральска у могилы святого Дадем-ата, который жил в XVIII веке и обладал великими способностями по исцелению людей. И после его смерти поток людей, устремляющихся к его могиле в надежде на исцеление, не утихает.
Источник находится у реки Анкаты. По легенде этот колодец вырыл сам Дадем-ата, вода в нем исключительной чистоты, и она никогда не замерзает.
Многие, ищущие исцеления, пытаются полностью облить себя этой водой, чтобы духовно очиститься. И главное, набрать ее с собой, чтобы пить потом в качестве лекарства. Живительная вода никогда не портится, даже по прошествии нескольких лет.
Минус 35 – не мороз!
Петропавловск погружается в крещенскую водицу всем (!) миром. Стар и млад независимо от вероисповедания выстраиваются в километровые очереди к крещенским прорубям, чтобы набрать воды и окунуться. И даже особые северные морозы – не преграда.
На Крещенье святое не зевай, тело в прорубь окунай!
В городе традиционно организуют два места для проведения крещенского обряда – в районе Речного порта и на городском пляже на реке Есиль. По примерным подсчетам местной полиции, только на городском пляже на Есиле в Крещение бывает больше 15 тысяч человек.
…С самого раннего утра и до поздней ночи очередь автомобилей к этой крещенской купели – сплошной автомобильный затор. Дорожное движение регулируют полицейские. На общественном транспорте пробираться к купелям проще – регулировщики дают приоритет, чтобы обеспечить заданный интервал движения.
Несмотря на столпотворение, горожане не припомнят, чтобы на прорубях случалось что-то нехорошее. Только все доброе – объединяющее.
Добро в североказахстанских широтах вода дарит не только на Крещение. Например, в Тайыншинском районе есть село Озерное, названное в честь очень загадочного озера Сасыколь, которое в народе еще называют “мерцающим”.
Село официально родилось на карте области в 1936 году. Это тяжелейшее время сталинских репрессий, период, когда регион принял целый поток изгнанных с родных мест репрессированных людей. Львиная доля поляков была выброшена в нынешний Тайыншинский район. В селе Озерном в то время не было ни капли воды, лишь сухая степь вокруг. Голод свирепствовал. Как рассказывают старожилы, верные католики в Озерном молили Деву Марию о том, чтобы она дала им воду в этом безводном краю.
Весной 1941 года, который был самым страшным в той трагической истории, произошло чудо. Котлован на краю села внезапно наполнился водой, превратившись в озеро. Причем оно просто кишело рыбой.
Ее ловили сетями, накормили не только всю округу, даже Караганду она спасла от голодной смерти. Спустя годы озеро опять пересохло и ушло, но потом возвращалось. Сельчане даже подметили: вода в нем приходит именно в тяжелое для людей время и несет спасение.
Сейчас у озера водный период. В самом его центре, где впервые появилась вода, возвышается статуя Девы Марии. А еще три года назад польский народ в благодарность Казахстану за помощь переселенцам подарил этому краю алтарь “Звезда Казахстана”. Он установлен в здешнем приходе “Царица мира”. Недавно он внесен в Сакральную карту Казахстана.
Ключ от счастья и здоровья
В Алматы и Алматинской области расположены ключи, источники, целительная влага которых, как утверждают старожилы, идет людям во благо.
Примерно в 38 километрах от города, за поселком Космос, находится храм в честь иконы Божией Матери “Живоносный источник”, или “Святой ключ”. С 1908 года здесь было подворье верненского Иверско-Серафимовского женского монастыря с храмом. В храме собирались люди, служили благосвятый молебен. Из святого источника пили воду, набирали ее с собой. А также кропили ею поля.
В середине 20-х годов храм на источнике разобрали, разрушили монастырские постройки. Но память о “Святом ключе” была жива. В 2008 году на этом месте соорудили купель с сенью, вручную возвели храм.
Рядом со святым источником построили купальни. Вода здесь круглый год плюс 5 градусов и никогда не замерзает! Настоятель церкви иеромонах Глеб рассказал, что после купания многие исцеляются от продолжительных болезней, а женщины обретают счастье материнства. Источники Алматинской области. Целительная влага – во благо
Но насыщенная микроэлементами вода – не единственная ценность святого места: на глубине метра от поверхности залегает слой голубой глины. Природный материал исцеляет больные суставы, заболевания внутренних органов, кожные недуги. О происшедших с ними чудесах люди оставляют записи при храме.
Целый каскад живительной влаги расположен на выезде из Алматы, вблизи церкви святой великомученицы Параскевы Пятницы. Его обнаружили во время строительства храма в 1996 году. Вода прошла экспертизу, ее состав также богат разными минеральными веществами.
Любители ходить по крутым горным тропам поднимаются за водой в Аксайский скит, что в 20 километрах от города. По сути, это мужской монастырь под названием Свято-Серафимо-Феогностовская Аксайская пустынь.
– Это целый комплекс религиозных сооружений: православный храм, часовня, пещеры-кельи, куда вас не пустят, но главное – надмогильный крест, где в 1921 году мученически погибли и были похоронены иеромонахи Феогност и Серафим, – рассказывает алматинка Елена ГУРИНА. – Скит считается духовным центром, Серафим и Феогност объявлены церковью святыми новомучениками. Люди обычно увозят отсюда освященную воду и верят, что она обладает чудодейственными свойствами.
В Панфиловском районе, недалеко от города Жаркента, на берегу реки Усек находится целительный минеральный источник – Талды-Арасан.
Местные жители утверждают: добраться сюда по горным дорогам могут только те, кто верит в силу места, кому необходима помощь предков. Вода не замерзает даже в лютые морозы.
Сакральной силой славится источник в селе Капал Алматинской области – родник Тамшыбулак (81 километр от Талдыкоргана). Его называют “Слезы земли”: вода стекает с гор небольшими каплями.
Старожилы села мне рассказывали, что вода из родника дает мощный энергетический заряд и силу путникам. Ее пьют, ею омывают руки, лицо, глаза, набирают с собой в сосуды. Существует поверье: если выпить воду из родника и загадать желание, оно обязательно сбудется.
Путь до казана – 110 ступеней
Вот уже полтора столетия люди считают целебной воду из родника Ескельды, что в одноименном урочище Баянаульского района Павлодарской области.
Источник, дарящий воду, исцеляющую от многих болезней, появился в этом урочище неспроста. Он источает живительную влагу недалеко от мавзолея Машхура Жусупа Копеева (1858–1931) – философа, филолога, просветителя, святого и предсказателя. Вся жизнь Машхура Жусупа и годы после ухода в мир иной были наполнены мистикой. На семь десятилетий советские власти наложили запрет на изучение трудов Копеева, а те, кто разрушал его могилу, умирали в муках. При этом люди, бывающие на роднике, излечиваются от тяжелых недугов.
В тех же краях расположена пещера Коныр-Аулие. В 30-метровом углублении в горе имеется своеобразный каменный казан, в котором скапливается вода.
С ее помощью паломники и страждущие избавляются от хворей. Нередко бесплодные женщины ночуют здесь, а после становятся матерями. Путь до казана с целебной водой непрост – надо подняться по лестнице длиной 110 метров.
Легенды утверждают: каждое лето пещера наполняется силой солнечной энергии. В августе над горой иногда сияют сполохи, дающие тот самый заряд, в который верят люди.
Секрет на миллион
Традиционно в Актобе крещенские купания организуют в нескольких местах. Там будут дежурить спасатели, службы пожаротушения, врачи и полицейские – наплыв народа ожидается большой!
– Три года назад я впервые искупалась в Крещение в проруби, без подготовки и закалки, – говорит местная жительница Алина ЕРЖАНОВА. – Стоял сильный мороз. Сначала было терпимо, когда вошла по пояс, водичка начала “кусаться”! Погрузилась в студеную воду по грудь, глаза выскочили на лоб, захотелось смеяться от восторга и удивления, но челюсть не слушалась. Вспомнила советы бывалых о том, что окунаться в воду полагается три раза: два раза по шею и один раз с головой. Быстро завершила процедуру и выскочила из воды. Босиком добежала до машины, вытянула ноги к печке, начала греться.
Арыстан САРСЕНОВ, доктор технических наук, профессор кафедры ядерной физики, новых материалов и технологий Евразийского национального университета имени Л. Н. Гумилева, в свое время поставил со студентами не один эксперимент с водой и даже написал научную работу.
– Если говорить строго и научно, то самый сильный фактор – температура воды. Крещенские морозы знамениты самой низкой температурой в году. Мороз и христианский праздник – что первично, а что вторично? Мне кажется, что природные явления все-таки возникли раньше, чем праздник Крещения, – считает он.
По его словам, в Японии в результате проведенных опытов выяснили, что вода реагирует на голос, музыку.
– Мы проводили другие эксперименты. Так, ставили один стакан с водопроводной водой на свет, другой в тень. Поверхностное натяжение воды в этих стаканах оказывалось разным. Поскольку человек сам на 80 процентов состоит из воды, то неудивительно, что вода внутри нас тоже способна реагировать и даже запоминать внешние воздействия.
Что касается освящения воды крестом, то так можно делать с любым серебряным предметом. Ионы серебра обеззараживают воду.
И если вверх по течению опустить в воду серебряный крест, свойства воды улучшатся. И дома в баночке можно держать воду, положив на дно серебряный предмет. Вода будет чистой и может месяцами не портиться, – советует Арыстан Сарсенов.