Обитатели новостроек (более 25 тысяч человек по официальным данным) оказались в крайне затруднительном положении: добраться на работу в мегаполис и обратно – целая проблема. Как и отвезти-привезти детей в школу: учебное заведение поблизости не построили, хотя обещали!
“Мы – в отчаянии, но власти Карасайского района не хотят решать наши проблемы!” – заявили местные жители корреспондентам “КАРАВАНА”.
В “Асыл-Арман” мы с фотокором отправились субботним утром, когда люди еще спят или уже на работе. И все равно перехитрить заторы не удалось: в районе рынка “Алтын-Орда”, после него, где дорога из-за строящейся развязки (правильнее сказать – долгостроя) образует форму горлышка бутылки, встряли минут на 30. “Быстро доехали”, – удивились местные жители.
Вышли, осмотрелись. Новостройки, просторные дворы, детские площадки. Вся территория обнесена забором.
Всего два въезда-выезда, и по утрам здесь образуются вереницы из машин. Выехать – целая проблема, трасса Алматы – Бишкек тоже забита транспортом.
Жилой комплекс “Асыл-Арман” сдан в эксплуатацию в конце 2014 года. Всего здесь более 5 000 квартир. Большинство владельцев получили квартиру по госпрограмме, являются арендаторами с последующим выкупом жилья. Среди них – много бюджетников, учителей, врачей, а также матерей-одиночек, инвалидов, многодетных и семей, воспитывающих детей с особенностями развития.
“Полтора-два часа ребенок добирается домой из школы”
Наша коллега Алма КЕНЖЕБЕКОВА здесь живет пять лет.
– Я много лет стояла в очереди. Получила квартиру по программе “Нұрлы жол”. Конечно, была рада, – рассказывает она. – Когда переехали, поняли, что в домах – проблема с шумоизоляцией.
Мы слышим всё, что говорят соседи, знаем, как они живут, чем дышат. Наверное, теперь этот дефект уже не исправить.
В подъездах нет пандусов. В некоторых домах сделали самодельные. Нам обещали, что будет вся инфраструктура – поликлиника, детсад, школа. Детсады появились частные, на первых этажах домов. Поликлинику построили год назад. А вот школы до сих пор нет!
Часть детей учится в соседнем селе Кемертоган – акимат организовал доставку на автобусе. Местная школа – казахоязычная, в ней всего несколько русскоязычных начальных классов. До поселка ехать 3,5 километра. Идти пешком опасно – нет обустроенных тротуаров. Школа в поселке Иргели им. Л. Толстого трещит по швам – дети учатся в ней в три (!) смены.
Остальным приходится ездить в переполненных автобусах в алматинские учебные заведения – другого выхода нет!
– У меня двое детей, я воспитываю их одна, – говорит местная жительница Гулим СЕМБАЕВА. – Один ребенок учится в Кемертогане, второй добирается в городскую школу на общественном транспорте с двумя пересадками. Вторая смена. Поэтому из школы ребенок едет полтора-два часа. Пробки страшные. Бывает, автобус ломается… Это страшное слово “трехсменка”: что происходит в обычной школе Алматинской области
По данным акимата Карасайского района, в “Асыл-Армане” проживает более 2 400 детей школьного возраста, считай – 1,5 средней школы.
Детишек в возрасте от 0 до 6 лет – 2 141. И через несколько лет им тоже будет нужно место под солнцем.
Жители: у нас нет нормального доступа детей к образованию, что противоречит Конституции РК
Вопрос строительства учебного заведения рядом с густонаселенным микрорайоном не раз поднимал экс-директор школы в поселке Райымбек Карасайского района, отличник образования РК Турсунбек АЗИМБАЕВ. Более полувека он проработал в системе образования, из них 25 лет – руководителем. Его супруга, дети – тоже педагоги. Жена получила квартиру в “Асыл-Армане”. Сейчас Турсунбек-ага редко выходит из дому – из-за болезни потерял ногу. Бывает, в высотке не работает лифт, и спуститься на коляске с шестого этажа невозможно без посторонней помощи.
– Школа обязательно здесь нужна! – говорит он. – Население ведь растет. Несколько лет назад районные власти обещали – вот закончат строительство жилого комплекса, рядом есть земля, построят. Не построили…
В октябре прошлого года на свой запрос в районный акимат жители получили ответ: для строительства школы на 2 000 мест выкуплен земельный участок площадью 6 гектаров.
В рамках государственно-частного партнерства подписан меморандум с частным инвестором, готовится проектно-сметная документация.
– Отсутствие школы рядом с “Асыл-Арманом” порождает кучу проблем, – говорит местный житель Санжар. – Во-первых, затягивая ее строительство, акимат Карасайского района вынуждает людей нарушать закон. Арендатор, получивший квартиру по госпрограмме, обязан жить в этой квартире. Предположу, примерно 30-40 процентов людей не живут в “Асыл-Армане”, а сдают жилье в субаренду. Сами снимают в городе. И основная причина – нет школы. А что такое большое количество квартирантов, которые постоянно меняются, мы знаем: небрежное отношение к жилью, соседям, хулиганство, появление клопов… По моим данным, в месяц происходит 100–150 переездов.
Во-вторых, у детей, проживающих в ЖК, нет полноценного доступа к образованию, что противоречит Конституции РК. Новая школа в Кемертогане – преимущественно казахоязычная. В поселке Иргели переполнена. Основной процент мигрантов – среди тех, чьи дети обучались или хотят обучаться на русском языке. А попробуй поезди по нашим пробкам в школу – учиться не захочешь. Понятно, что дети сильно устают, родители на нервах…
Кареты скорой застревают в пробках
Другая проблема, которую озвучили жители “Асыл-Армана”, – страшные пробки на дороге, ведущей в микрорайон. Между прочим, вопрос заторов на выезде из мегаполиса еще десять лет назад поднимали в департаменте по ЧС г. Алматы. Тогда “КАРАВАН” писал о том, произойди в южной столице разрушительное землетрясение, случись другая катастрофа – помощь с западной стороны просто не сможет прийти – дорога перекрыта.
Власти Карасайского района обещали решить вопрос безопасности.
И что мы видим? Стало еще хуже!
Ситуацию усугубило решение областных властей и “ҚазАвтоЖол” – реализовать на трассе крупный транспортный замысел.
Развязки начали в 2016 году, должны были окончить в 2019-м. Проект состоит из трех этапов. Первый – строительство десятиполосной дороги. Возле молла “Апорт” запланирована разворотная площадка. Но эта часть “зависла”.
Основная пробка начинается от границы города до поселка Иргели. Здесь должна быть реализована вторая часть плана – построен мост. Столбы установили – и… всё.
Третий этап планировали завершить в районе ЖК “Асыл-Арман”. Согласно проекту, здесь будет разворотная эстакада для беспрепятственного выезда в сторону города. Строить ее даже не начинали.
Во что это вылилось – прекрасно знают те, кому приходится ездить в Алматы и обратно на работу, по делам: длиннющие пробки, в которых во время снегопада, ДТП можно простоять до 5 (!) часов. Да, на работу люди выезжают в 6 утра. А попадают домой в 10 вечера.
В заторах застревают и кареты неотложной помощи.
– Скорую вызываю примерно раз в неделю – у меня ребенок-инвалид, у него случаются судороги, – рассказывает пенсионерка Индира Сайфуллаевна. – Звоню по три раза, кричу, плачу, пожалуйста, приезжайте, ребенок уже не дышит… Мне говорят – пробки, ждите. Сколько у соседей было случаев, когда люди едва не умирали, а скорой все не было. Ждать час-полтора-два – обычное явление. Без особой необходимости вызвал 03 – плати штраф: почему скорая едет так долго?
Дурнопахнущая история тянется много лет
Проблем в микрорайоне скопилось вагон и маленькая тележка. Например, незаконная торговля на въезде в жилой комплекс. Люди жалуются – и заторы из-за этого, и мусор, и крысы, и тараканы. Рейды проводили, коммерсантам сделали предупреждение, но воз и ныне там…
Показали они и свои квитанции по коммунальным платежам. Отдельные тарифы здесь намного выше, чем в южной столице.
Так, в городе холодная вода стоит 50 тенге за куб, здесь – 75. Услуги канализации по сравнению с южностоличными стоят в 4 раза дороже.
– Когда мы заселялись, тарифы были еще выше, – рассказали люди. – Усилиями общественного совета, жителей, мы их за 5 лет спустили в среднем на 36 процентов. Это наша победа. Но по остальным вопросам нас не слышат.
В теплое время года жизнь жителей ЖК отравляет работа бумажно-картонной фабрики, что в 600–700 метрах через дорогу. Они говорят, дышать невозможно, что подтверждают и замеры воздуха. У активистов на руках – целые папки документов. Это отдельная история, о которой мы расскажем позже и более подробно.
...Недавно обитатели ЖК написали коллективное письмо в правительство, Национальный банк. Просят пересмотреть процентные ставки по ипотеке.
Говорят, много денег уходит на такие непредвиденные расходы, как транспорт для детей в школу (в силу обстоятельств, некоторым родителям приходится нанимать такси), продукты, цены на которые заметно возросли.
Тяжкий удар по семейному бюджету – сокращения, нестабильные заработки, это коснулось многих семей.
– Ежемесячная оплата за аренду по ЖК составляет от 70 до 150 тысяч плюс квартплата, – говорит Алма Кенжебекова. – Если ты попал под сокращение, что я на себе испытала, последствия страшно представить. Три месяца я не могла платить за аренду. Вызывали в суд Карасайского района. Приходили судисполнители, такой стресс испытала! У меня трое несовершеннолетних детей, куда нам идти?!
P.S. Настроение после визита в “Асыл-Арман” было ниже плинтуса. Какая-то безнадёга… А как людей жалко! Их жизнь проходит в пробках и борьбе за выживание.
Интересно, разделяет ли наши чувства аким Карасайского района Жандарбек ДАЛАБАЕВ? Приходилось ли ему хотя бы раз стоять в тамошних заторах по нескольку часов?
А что насчет безопасности подъездных путей в город? Акимат Карасайского района собирается решать этот вопрос или газете нужно выходить на правительство?
АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ