Ничего, пойдет, так себе, не фонтан, бьет ключом и все по голове, кошмар, на букву "х" - не подумайте, что хорошо, да разве это жизнь, ацтой!
Когда один мой знакомый вопреки общепринятым правилам начал в порядке эксперимента говорить: "Изумительно!", - вопрошавшие друзья сначала были в шоке, а потом … обиделись. В самом деле, как же так: у всех плохо, а у него, видите ли, изумительно?
Американцы на вопрос-приветствие как бы автоматически выдают: "Fine!" И это "прекрасно" живет на языке всегда: с бодуна человек или без работы, серьезно болен или выиграл в рулетку.
Сначала - волшебное слово, а уж дальше можно и на наличие некоторых проблем намекнуть. "Как вы?" - спрашивают спасатели водителя, только что вынутого из покореженной машины. "Fine", - отвечает тот, еле шевеля трясущимися губами. Казалось бы, просто-напросто коммуникативная формула, small talk. На самом деле за ней многое стоит.
Все дело - в социально одобряемом способе "сохранять лицо". Если американцу на его приветствие ответить в нашей манере, он сочтет собеседника неадекватным. В его стране, как и в странах Западной Европы, принято иметь позитивное мышление. То есть, уметь в любой ситуации находить хорошее, радоваться ему и действовать конструктивно, исходя из реального положения дел. Условно говоря: если у вас нету тети, то вам ее не потерять - уже неплохо.
Если же тетя имеется, то это тоже радостный факт: к примеру, ее пироги способны подсластить жизнь любому нытику. Успех, деньги - хорошо. Но и: меньше успеха - меньше завистников, меньше денег - меньше забот, как говорил Сенека.
Безусловно, такое средство весьма благотворно для сохранения психического равновесия, особенно при хронической тяге к депреснякам. Но, на мой взгляд, практиковать его нужно все же в меру.
Ведь что такое принцип позитивного мышления, логически доведенный до конца? Это конформизм - что ни произойдет, подлажусь, садаптируюсь. Все хорошо, прекрасная маркиза, и все обязаны так думать. И наш местечковый гламур - мутировавшая плоть от плоти этого самого позитива, со слоганом "жить красиво". Это старо, но безумно притягательно. Как у Маяковского: "Покажите нам живчиков в красивых ландшафтах". И прочь бедных и несчастных, им не место в дорогих интерьерах.
Это нынешнее наше. В развитых странах, после долгой и кропотливой просветительской работы, в светских разговорах и делах стали модны темы людей с ограниченными возможностями, больных, мигрантов, помощи пострадавшим в катастрофах.
В тамошних глянцевых журналах встречается вполне интеллектуальная проза, что оказывается совершенно невозможным в нашем глянце - не тот интеллект и нравственные ориентиры у целевой аудитории отечественного гламура.
Вот и не знаю, что же лучше: отвечать ли вышеперечисленными определениями - отнюдь не позитивными, но такими родными - на вопрос "как жизнь?"… И мучиться при этом оттого, что никак не можешь понять чего-то самого важного в ней.
Или сиять запрограммированной улыбкой "жизнь удалась", внушая себе и другим, что она действительно удалась, ибо на тебе - костюмчик от Армани. Но ведь это всего-навсего кусок ткани, пусть и очень красиво сшитый…