Жители Усть-Каменогорска обязали акимат через суд наладить работу автобусов

Будет хуже?

Район, где люди объединились в инициативную группу, называется Аблакетка. Он застраивался в послевоенные годы как поселок для строителей и работников Усть-Каменогорской гидроэлектростанции. Ландшафт здесь бесподобный – горы, ложбины, река. А вот дома старые, немало “убитых”. Вдоль берега в свое время разместили промышленную зону с заборами, трубами, кабелями. Словом, история у района интересная, а вот условия для жизни здесь не лучшие.

Инициативная группа направила в городской и областной акиматы письма с приложением общественного мониторинга движения автобусов. Плюс добавила фото и видео. Горожане попросили признать автобусные маршруты в гэсовский поселок социально значимыми, то есть подлежащими субсидированию. Привести их обслуживание в надлежащее состояние. В ответ заместитель руководителя городского отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Абзал МАУЛЕТХАНОВ прислал бумагу с констатацией очевидных фактов: один перевозчик выпускает на линию 9 единиц подвижного состава, другой – 5, потеря запланированных рейсов происходит в связи с острой нехваткой водителей, а также частыми поломками автобусов. Кроме того, в горотделе дежурно заверили, что вопрос будет изучен, варианты рассмотрены, идеи обдуманы…

В ИП “Каленицкий Э.А.”, обслуживающем маршрут 4А, вообще посоветовали забыть о былом благополучии с общественным транспортом. Будет, мол, только хуже, – рентабельность низкая, техника часто выходит из строя.

– Нам в акимате говорили: “Сделайте электронное билетирование, чтобы мы видели ваши доходы, тогда получите субсидирование”, – рассказали в ИП. – Хотя почему кто-то должен лезть в мой карман и проверять мои доходы? Если маршруты социально значимые, нам обязаны дать дотации! Мы сдаем отчеты в налоговый орган, в отдел ЖКХ, в статистику. Но не до такой же степени нас контролировать, чтобы подсчитывать каждый тенге у нашего предприятия.

Даже удивительно, как, несмотря на такую депрессивную оценку бизнеса, предприниматель продолжает за него держаться и рассчитывает и дальше обслуживать маршрут.

Имеем право

В октябре инициативная группа предъявила акимату, по сути, ультиматум: либо там приводят предприятия перевозчиков в чувство. И те обеспечивают маршруты нужным числом исправных комфортабельных автобусов, соблюдают интервал движения, время работы, проявляют уважение к пассажирам. Либо чиновников обяжут сделать это через суд.

– В Административном процедурно-процессуальном кодексе РК есть статьи 62 и 76, требующие от акимата возбудить административную процедуру и дать ответ через 15 дней, – рассказала представитель инициативной группы Вера ТОМСКАЯ. – Вместо этого отдел ЖКХ через 20 дней прислал бумагу, что наша сторона якобы отозвала заявление, что актуальность исчерпана. Мы ничего не отзывали! Более того, 2 жалобы, поданные акиму Жаксылыку Омару на работу его горотдела, почему-то оставили на рассмотрении в этом же отделе. На жалобу, поданную на имя акима области Даниала Ахметова, ответ пришел из аппарата акима Усть-Каменогорска.

Люди расценили позицию акимата как попытку затянуть время. И подали на акима Усть-Каменогорска и горотдел ЖКХ в суд! Впервые в истории города!

“Просим принудить ответчиков привести в надлежащее состояние автобусное сообщение в поселке Аблакетка, – значилось в исковом заявлении. – Провести тендер и передать маршруты добросовестному перевозчику”. 

В иске горожане перечислили стопроцентно конкретные требования: провести тендер, отдав предпочтение добросовестному перевозчику с достаточным числом комфортабельных автобусов. Оснастить автобусы датчиками GPS и валидаторами, автобусные остановки – табличками с указаниями маршрутов и графиков. Интервал между автобусами в часы пик обеспечить в 5–7 минут, в дневное время – 10 минут. Начинать перевозки не позднее 5.50 утра и заканчивать не раньше 22.00. В случае нарушений со стороны автопарка расторгнуть с ним договор в течение месяца.

– В суде мы объяснили: нас волнуют не отговорки акимата, а чтобы в городе был нормальный общественный транспорт, – рассказала представитель инициативной группы. – Даже в сложные переходные 1990-е автобусное сообщение в Усть-Каменогорске было на порядок лучше, чем сейчас. Исполнительная власть сразу могла отреагировать на нашу жалобу, решить вопрос. Вместо этого там затеяли переписку, устроили волокиту. В суде представители акимата потребовали полностью отказать нам в иске. А мы боролись, доказывали, что исполнительная власть действительно плохо работает. Жители на морозе стояли, мониторили движение автобусов, снимали фото и видео.

1 февраля Специализированный межрайонный административный суд Восточно-Казахстанской области своим определением утвердил соглашение о медиации, или, проще говоря, мировое соглашение. Акимат таким образом взял на себя обязательство выполнить требования горожан.

Данный этап, по словам Веры Томской, важный, но не финишный. Дальше предстоит проследить, чтобы чиновники начали работать. В противном случае к делу подключится судебный исполнитель. Если водители автобусов на ходу смотрят ролики в интернете, жизнь пассажиров ничего не стоит

Прецедент, когда жители Аблакетки в суде защитили свои права, вызвал резонанс. В соцсетях появились комментарии, что судебный иск к акиму – это отголосок неправильных действий или бездействия со стороны органа власти, который он возглавляет. Что горожане являются добросовестными налогоплательщиками и вправе ожидать добросовестного отношения к своим обязанностям от госоргана. Хотя бы потому, что тот содержится за счет бюджета.

К слову, на днях депутаты маслихата Усть-Каменогорска составили рейтинг самых злободневных проблем города. Первые строчки в нем уверенно заняли проблемы экологии и работа общественного транспорта.

УСТЬ-КАМЕНОГОРСК