Жители Улькена чиновникам: "Не забывайте, что мы есть!"

Разговорились. Пацаны, девчонки рассказали, что мечтают о современных спортплощадках, секциях, бассейне и хорошем Интернете, “как у вас, в городе”. У местных взрослых желания более прозаичные: им бы качественное медобслуживание да снизить цены на коммуналку.

Как выживает поселок городского типа, который в разные годы едва не стал соседом гидро- и атомной электростанции (разговоры о строительстве АЭС здесь продолжаются с конца 90-х), выясняли корреспонденты “КАРАВАНА”.

Улькен находится в 370 километрах от Алматы, на берегу Балхаша, в Жамбылском районе. Поездка по трассе Алматы – Караганда – Нур-Султан – испытание для машины, спины и нервной системы. Трасса ремонтируется, и этим работам, по словам водителей-дальнобойщиков, нет конца и края. К дорожной теме мы вернемся отдельно, ведь это – больной вопрос для многих автовладельцев.

И вот мы снова в поселке. Три года назад появление здесь группы “КАРАВАНА” имело свои последствия. Благоприятные. Тогда мы были в шоке от увиденного – населенный пункт в запущенном состоянии, имеющиеся строения – детсад, магазины, подъезды, квартиры высотных домов – под завязку забиты бытовым, строительным мусором. Повсюду валялись битые стекла, бутылки, летали пакеты. “Мы попали в ад!” – написала я тогда в сердцах (смотрите публикацию “Улькен помойка: “КАРАВАН” нашел место для съемок фильмов ужасов” от 18 марта 2018 года.).

После выхода публикации, перед праздником Наурыз в поселок приехали рабочие, сотрудники районного акимата и вместе с местными жителями затеяли генеральную уборку. Залежи мусора, которые копились здесь годами, вывезли – более 300 тонн. После улькенцы прислали фото, и мы тогда не поверили своим глазам: на месте гигантских мусорных куч – чистота!

“Плохой Интернет – проблема всего поселка”

Очень хотелось посмотреть, как изменился поселок за эти годы, обратили ли внимание на его беды власти района, области.

Сегодня в нем проживают 1 860 человек, из них 1 200 – трудоспособного возраста.

Мест в гостинице, где мы останавливались в прошлый раз, не оказалось. Сказали, что там рабочие-вахтовики. Подумала – хороший знак, значит, жизнь в Улькене налаживается. Место для ночлега мы нашли в другом гостевом доме – так называют переоборудованные квартиры. У каждого – своя комната с душевой кабиной и раковиной. Все двери закрываются (в 2008-м входную дверь улькеновской гостиницы приходилось подпирать тумбочкой). Общий туалет. Есть кухня, холодильник. А вот с Интернетом здесь проблема. Более-менее хорошая связь была только над холодильником, где находится роутер, и в коридоре. Хочешь поработать на ноутбуке – пораскинь мозгами, как надо раскорячиться, чтобы “поймать волну”.

– Плохой Интернет – проблема всего поселка, – подтвердили местные жители. Говорят, писали письма операторам связи, но ничего не меняется. А ведь многие могли бы работать на удаленке, но связь постоянно подводит.

– Интернет ужасный, скорость низкая, иногда соединения нет вообще, – рассказала местная жительница Рахима КАИРБЕКОВА. – Платим за пакет 8 800 тенге в месяц. Рядом село Чиганак, у них Интернет 4G. У нас его нет. Связисты говорят, якобы нужна новая оптика. Мы такие деньги платим, можно же на них закупить оптику?

“Зимой за тепло платим так, будто арендуем жилье в городе”

Вечером и утром мы прогулялись по поселку. Большой плюс этого места – свежий воздух. Если закрыть глаза на пустующие 5- и 9-этажные строения с темными глазницами окон, заброшенные здания с заколоченными дверями, можно подумать, что находишься на курорте – так свежо. Мусор убирают регулярно. Одно но – в поселке мало зелени. Как позже пояснил местный аким, при всем желании деревья не посадишь – почва каменистая, песок. То, что здесь растет, посадили еще в 80-е годы, когда строили дома и взрывали каменные плиты.

С фотокором мы отметили – поселок немного расцвел: стало чище и больше палисадников возле домов. Но тут есть, оказывается, свои “подводные камни”: всё, что садят жители, объедают голодные коровы, что приходят из ближайших сел.

В домах, слава Всевышнему и местным коммунальщикам, есть вода, электроэнергия, отопление. Правда, последний пункт – много лет проблемный. Местные жители рассказали, что с наступлением осени и до весны у многих отопление “съедает” большую часть доходов. Причем жильцы платят по-разному: у одних выходит в месяц 25, у других – 40, у третьих – 50 тысяч тенге за 2-комнатную квартиру.

– В прошлом году за январь заплатила 53 тысячи тенге только за отопление, – говорит жительница поселка Светлана. – Плюс электроэнергия. Это очень дорого, заплаты у людей ведь небольшие.

И это притом, что данная услуга находится на дотации у государства!

– Благодаря дотации мы еще как-то выживаем, – заметила Рахима Каирбекова. – Зимой за тепло платим так, будто арендуем жилье в городе. Отопление в 4-комнатной квартире 9-этажки выходит 40–50 тысяч в месяц. А еще электроэнергия, вода… Нам важно каждый подъезд автономно подключить к котлам, который год за это бьемся. Меньше бы платили. В этом году ждем повышение цен на электроэнергию, ходят такие разговоры…

Люди поделились, что в квартирах за огромные деньги – вовсе не "тропики”. Более того, после замены больших металлических труб на пластиковые в квартирах 9-этажек стало прохладнее, чем в подвале.

– Прошел год, мы видим – качество выполненных работ низкое, – говорит житель дома № 3 Александр. – С новым акимом (Кенжемуратом КАСЕНОВЫМ. – Прим. авт.) мы лазили в подвал, показали ему, он сфотографировал это безобразие. Своими силами не в состоянии это делать, подрядчик должен устранять недоделки.

– Это – первый аким, который в костюме, белой рубашке зашел в подвал, – отметили собравшиеся.

“Женщины часто в дороге рожают, на повороте в поселок”

Наш приезд совпал с началом учебного года. Нарядных детей родители вели со школьной линейки. Мама первоклассника, Виктория, рассказала, что в классе сына – 8 учеников:

– Я в Улькене живу с рождения. Конечно, хочется, чтобы всё развивалось. Недвижимость здесь стоит копейки, и чтобы куда-то переезжать, нужны деньги.

– Чего просит ребенок?

– “Мама, поехали в город, суши покушаем. Сходим в парк, зоопарк, покатаемся на каруселях, побегаем в детском городке”. У нас же здесь ничего нет.

– А есть для детей кружки, секции?

– Нет. Дети бегают вокруг заброшенных зданий. Те, что постарше, летом ходят на рыбалку, купаться.

– Ну хоть детские площадки имеются?

– Есть. Что-то мы своими силами делаем – песок привозим, красим.

– Дети груши околачивают, – вмешался в разговор бывший преподаватель физкультуры Александр. – Было в поселке здание Дома культуры, его раздербанили. Все мероприятия в школе проводят. Спортивная площадка – только во дворе школы. Туда весь поселок собирается. Но ее закрывают, и правильно делают – потом столько мусора после людей. В одном дворе есть тренажеры, их разбили, следить было некому.

– Александр, что бы вы хотели изменить в поселке?

– Если в Улькен будут деньги давать, у нас что-то появится. Моя боль и фантазия – заселить все пустующие дома. Они же все выкупленные. Вон там стоят пустые 9-этажки, общежития. Их бы отремонтировать и отдать людям на определенных условиях. Увеличилось бы население, может, появились бы больница, детсад. В Алматы ведь многие снимают жилье за бешеные деньги, хотя там есть работа. В Улькене работы нет. Мужчины вахтовым методом работают в ближайших населенных пунктах. Думаю, при желании вопрос можно как-то решить.

Но главная беда улькенцев – обеспечение медицинской помощью. В поселке есть амбулатория, и на этом всё.

Чтобы сдать кровь на анализ, нужно отправляться в поселок Чиганак (15 километров от Улькена). Чтобы сделать ультразвуковое обследование или попасть к узкому специалисту, чаще приходится ездить в Приозерск, за 190 километров, или в Алматы, за 370 километров. Проезд в южную столицу из поселка на автобусе стоит 2 500 тенге в одну сторону. И часто на поездки к врачам уходит целая заплата, пожаловались люди.

А если вдруг врачебная помощь срочно нужна?

– Экстренно едем в Приозерск, – рассказал местный житель. – В позапрошлом году ребенок упал, рассек руку. В нашем медпункте даже ниток не нашлось, чтобы зашить. Мы его повезли в Приозерск.

– А роженицы как в роддом добираются?

– Женщины часто в дороге рожают, на повороте в Улькен.

Без своей машины, мотоцикла жителям отдаленного поселка тяжеловато. А скорую нужно еще дождаться, говорят улькенцы.

“Гарантии нужны, что население сюда поедет”

Местный акимат, куда мы направились после всего услышанного, находится на 3-м этаже здания “Балхашэнерго”, помещение арендует. А у участкового инспектора его нет вообще.

На момент нашего визита аким Кенжемурат КАСЕНОВ только осваивался, принимал дела. Мы сразу спросил его насчет цен за отопление, ведь зима близко…

– Насчет отопления переговоры ведем, – коротко ответил он. – И так этот вопрос на дотации района, только половину суммы оплачивает население.

– Люди пожаловались на некачественный ремонт труб в подвалах.

– Я сам заходил в каждый подвал. Это мне такое “наследство” досталось. Школа есть, садика нет. Больной вопрос – медицинское обслуживание. Насчет этого мы встречались и говорили с акимом Жамбылского района. Вопрос будет решаться. По поводу детсада. Старый садик у нас на балансе “Элитстроя”. С первым замом акима района провели первые переговоры. Они говорят – давайте ГЧП, и на основании этого мы сами достроим здание. Это не моя прерогатива. Район будет решать.

– В Улькене много пустующих домов. А если их довести до ума и сдавать людям? Есть идея, как привлечь сюда население?

– Все эти дома находятся в частной собственности. У “Элитстроя” здесь пара пустующих 9-этажек. Они пока не собираются их достраивать. Гарантии нужны, что население сюда поедет. Вы видите, где находится акимат? На 3-м этаже здания, без лифта, куда не могут попасть пожилые люди. А ведь так не должно быть. Но другого помещения пока нет.

– Будут ли облагорожены местные пляжи?

– В планах есть. Но вначале мы проверим, чьи это земли.

В планах акимата – построить в Улькене солнечную электростанцию. А еще – разбить огромную аллею на пустыре, что на въезде в поселок, с современной спортплощадкой. Уже получен дефектный акт, одобрена приличная сумма на все работы. Также на 2022 год запланировано строительство 3 детских площадок в поселке.

– Самое главное, чтобы добросовестный подрядчик попался, – как-то грустно сказал аким.

“С атомом надо только на “вы” и в белых перчатках”

– Все живут с верой, что когда-нибудь в Улькене что-то построят – или АЭС, или тепловую электростанцию, – говорят местные жители.

Впрочем, после взрывов складов с боеприпасами в Арыси и Таразе вопрос возможного строительства атомной электростанции обсуждается не так активно, как раньше – слишком велики риски, считают многие.

– Я уроженка Семея, живу на Балхаше, выросла на еженедельных взрывах – каждую субботу нас трясло от ядерных испытаний. Но, несмотря на это, я за строительство АЭС: мирный атом должен служить человеку. В Казахстане много урана, мы по нему ходим. Но вопрос сложный, речь об эксплуатации АЭС. С атомом надо только на “вы” и в белых перчатках, – высказала свое мнение Рахима Каирбекова.

Что мне нравится в улькенцах – их непоколебимая вера в светлое будущее и умение выживать.

В 2008 году жители поселка обогревались кострами, носили воду в квартиры, а долговые тетради в магазинах были как “Большая советская энциклопедия”. Сидели без денег, семьи кормил только Балхаш. Многие тогда покинули родной дом, а сейчас возвращаются. Молодежь получает образование в городе и приезжает в Улькен. Перебираются на ПМЖ и получившие статус пенсионера – поближе к воде, на свежий воздух.

Через нашу газету улькенцы просят напомнить чиновникам Жамбылского района и Алматинской области о том, что они вообще есть. Ведь еще 10 или 5 лет назад районные, местные власти им тоже обещали решить вопрос с высокими ценами на отопление в домах, медицинской помощью. А потом забыли. Пока снова не пошли разговоры о строительстве стратегических объектов на берегу Балхаша. Тогда и вспомнили об Улькене. Поговорили – и всё на этом. А население страдает!

Мы непременно приедем в Большой (так переводится Улькен с казахского языка) еще раз – посмотреть, что сделано властями Жамбылского района, чтобы он стал на шаг ближе к цивилизации.

АЛМАТЫ – УЛЬКЕН – АЛМАТЫ