Согласно ей к 2027 году жители казахстанских аулов заживут, как горожане. Документ должен раскрыть «социально-экономический потенциал сельских территорий с учетом их географических особенностей и конкурентных преимуществ».
Там же сказано, что «предусмотрены меры по повышению доходов и качества жизни сельчан». Но не всех поголовно. Есть оговорка, что «комплексной модернизации» подвергнут около 3500 «населенных пунктов с высоким потенциалом развития, в которых проживает 90 % сельчан республики». Которые «станут новыми точками экономического роста за счет создания благоприятных условий для работы и проживания».
Так что пряников, как обычно, на всех не хватит.
Обещать – не значит жениться
Цель проекта – «формирование комфортной среды посредством развития социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры». Что «подразумевает строительство школ и медицинских объектов, обеспечение бесперебойного водо- и электроснабжения, широкополосного доступа к интернету и спутниковой связи, повышение качества внутрипоселковых дорог, возведение культурных объектов – библиотек, клубов, музеев и кинотеатров, спортивных сооружений, открытие центров обслуживания населения и т.д». Ух ты!..
Лет 8-10 назад я уже читал подобный документ с похожими словами. Та, старая программа развития сельских территорий так и не была выполнена. Кого-то наказали в административном порядке. Кого-то даже в уголовном. Но все это в далеком прошлом. И поэтому испугометр у сочинителей новой концепции не сработал? Тогда сначала факты – потом комментарии.
Справка «Каравана»
Согласно статистике, на начало 2023 года в стране насчитывается 6 295 сельских населенных пунктов, в которых проживает 38,2 % населения страны, или 7,5 млн человек.
В концепции сказано, что «будет продолжена работа по подведению инженерных коммуникаций к новым земельным участкам… Затраты работодателей, построивших своих работникам жилье, будут субсидироваться в размере 50 % от стоимости введенного в эксплуатацию дома площадью не более 100 кв. метров».
Кто именно будет тянуть коммуникации – не сказано. Даже самые успешные владельцы фермерских хозяйств не способны на такие траты. И далеко не все из них готовы раскошелиться на жилье для своих работников – даже при 50 %-ном субсидировании от государства. Какую-то часть их расходов все равно придется взвалить на потенциальных новосёлов. А какие доходы у рядовых аульных работяг, знает любой сельский бухгалтер… Сказочный документ!
Что еще обещает Концепция? «Будет рассмотрена возможность введения надбавки к заработной плате жителям приграничных сельских округов в трудодефицитых регионах». За счет республиканского или местных бюджетов? Ау!.. Ключевые слова в этом предложении – «будет рассмотрена возможность». Ну, уже почти понятно, как рассмотрят…
Еще одно обещание: «усилить контроль за рациональным использованием земель сельхозназначения, введением в оборот орошаемых участков, реконструкцией существующих и строительством новых водохранилищ, повышением урожайности и диверсификацией культур».
Первое обещание частично похоже на правду: контроль уже есть, но рационального использования до сих пор нет. Второе – реконструкция и строительство водохранилищ – так себе. Ворочать слова – не мешки ворочать. Этим делом полдюжины министерств уже лет 10-15 занимаются. В результате – то наводнения, то засухи. А что касается «повышения урожайности» – так это для правительства что-то типа НЛО. Надоями, привесами и урожайностью занимаются не чиновники Минсельхоза, а сами фермеры. Клерки в министерствах отвечают только за урожайность документооборота и его привесы.
Справка «Каравана»
Четыре года назад Южный Казахстан вырастил рекордный урожай ранней капусты. Правительство тут же зачем-то ввело эмбарго на экспорт. Фермеры взвыли: контракты заключены, не поставим товар – будем платить неустойку. Через пару недель запрет сняли. Когда капуста начала гнить прямо на полях. В этом году такая же история с луком.
Это только два фактора «внимания» к проблемам села, которое не только способно накормить республику отечественными овощами, но и соседей.
В концепции также сказано: «Ожидается, что в результате реализации концепции доля сельского населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, снизится до 5,8 %. А уровень безработицы – до 4,2 %. Обеспеченность услугами водоснабжения составит 100 %, охват интернетом – 97 %, доля местных дорог в нормативном состоянии – 95 %».
Заодно построят 655 объектов здравоохранения, 183 школы и 100 спортивных сооружений. А также отремонтируют 650 объектов культуры. Чтобы потом селянам было где обсуждать эти обещания в 2027 году? Если построят и отремонтируют.
На чем построены эти расчеты? Да черт его знает.
Медиа-портал Caravan.kz попросил экономиста Муратбека Ажигулова прокомментировать концепцию правительства.
Новому Казахстану нужны новые правила игры
- Пока это только проект, а не окончательная программа с реальными маркерами. Я сейчас вижу в нем больше популистских лозунгов, чем конкретных планов решения проблем. Одна такая программа уже была. Фактических ее результатов мы не видели. Остались проблемы по земельным отношениям – прежде всего с местными исполнительными органами. По водному обеспечению растениеводов, по субсидированию средних фермерских хозяйств, а не только крупных латифундистов. По состоянию дорог и другим коммуникациям, включая Интернет. И это тоже важно – не надо смеяться – канализация. Электроэнергия иногда вырубается.
- Считаете ли вы, что только это заставляет сельскую молодежь переезжать в большие города?
- Не только это. Уровень образования, уровень услуг, уровень зарплат. В США и Европе даже фермеры средней руки могут позволить себе отдых на Мальдивах или Гоа. Правительство до сих пор не создало реальных стимулов для объединения мелких фермерских хозяйств в кооперативы. Хотя разговоры об этом шли с 2007-2009 годов. Если бы это произошло, то не надо было бы в 2023 году писать эту «концепцию». Жители казахстанской глубинки выдирают зубы плоскогубцами: что происходит
- Считаете ли вы программу переселения граждан из трудоизбыточных южных регионов республики в северные, где рабочих рук, по мнению правительства, в сельской местности не хватает?
- Во-первых, я не считаю, что там не хватает рабочих рук. Во-вторых, как мне кажется, программу написали с ошибками. Надо было понимать, какими видами сельского хозяйства умеют и могут заниматься южане. В-третьих, южане привыкли к теплу. А в Костанайской, Павлодарской или Северо-Казахстанской области (я оттуда родом, у меня там почти вся родня) зима почти полгода. Это надо менять привычки, образ жизни, как-то приспосабливаться к новым условиям. Казахам в русскоязычных регионах с первого дня трудно прижиться. На это нужны недели и месяцы. На мой взгляд, это в программе переселения не учли. В-четвертых, не все переселенцы получили то, что им обещали. Местные исполнительные органы не всегда исполняли свои обещания. В частности, по предоставлению жилья и работы сразу по приезде. Возможно, у них не хватало или средств, или полномочий.
- Пару лет назад правительство решило упразднить «умирающие» села, где населения осталось 2-3 десятка человек. И переселить их в «выживающие».
- Нормальное решение. Знаю эту проблему – бабушки-дедушки. Они пугаются переезда, но не понимают экономики вопроса. Почему местечковые акимы не объяснили этим пенсионерам – не понимаю. Видимо, не нашли аргументов. В Казахстане около 7000 больших сел. Из них 3500 попадают под программу. Я не знаю, по каким параметрам считают их экономику, демографию, другие параметры этого проекта. Есть ли какой-то алгоритм, какая-то программа, которая предусматривает все эти составляющие – в открытом доступе нет информации. Я думаю, что не случайно партия «Ауыл» прошла парламент, хотя до этого не была сильно популярной. У нее много лозунгов и мало конкретики. Но если они в мажилисе пробьют хотя бы 3-4 свои инициативы, то станут популярными.