Жить с ВИЧ - не значит ждать смерти-2

Окончание, начало см.здесь
Но существуют препараты, которые снижают количество вируса в крови, препятствуют его размножению, а также проникновению в Т-лимфоциты, которые и гибнут при поражении вирусом. А Т-лимфоциты - это именно те клетки, которые защищают нас от всех напастей, и отвечают за приобретенный иммунитет.
Высокоактивная антиретровирусная терапия (ВААРТ) - это то, что назначают всем ВИЧ-инфицированным при пороговом состоянии организма. Сложность ее заключается в том, что, раз начав, прекращать нельзя до конца жизни. Мало того, прием комбинации препаратов должен осуществляться в одно и то же время, до, после или во время еды (как пропишут), и пропуски не допускаются. То есть, если человек начал лечение в Алматы, и полетел в Нью-Йорк, ему придется принимать препараты посреди ночи, несмотря ни на что.
ВААРТ позволяет человеку жить полноценной жизнью, заводить детей, но что самое главное - так никогда и не заболеть СПИДом. На сегодня выживаемость при своевременном начале терапии колеблется, по разным данным, от 85,1% до 99,3%.
До начала ВААРТ ЛЖВ 2-4 раза в год посещают СПИД-центр, чтобы узнать свой иммунный статус (количество Т-лимфоцитов) и вирусную нагрузку (количество вируса в организме). По этим двум показателям делается вывод о необходимости начала терапии. Если показатели на минимальной границе, или перешагнули ее порог, то ВААРТ вступает в действие.
Начало терапии само по себе сопряжено с очередным психологическим кризисом, потому что человек понимает, что если он не будет принимать лекарства, то в кратчайшие сроки умрет. Но, кроме этого, препараты, назначаемые в рамках лечения, обладают рядом побочных эффектов, и у принимающих терапию могут развиваться, например, расстройства желудочно-кишечного тракта, сыпь, панкреатит, камни в почках, некроз печени и многие другие, как управляемые, так и представляющие угрозу для жизни. Данные факторы не добавляют радости, с ними тоже приходится бороться.
Немаловажным фактором поддержания здоровья ЛЖВ является правильное питание, избегание сильных стрессов, занятия спортом, отказ от курения и большого количества алкоголя и т.п. Многие занимаются медитацией и йогой. Как ни странно, существует значительный процент ЛЖВ, которым это помогает сдерживать развитие вируса. Как и общение с домашними питомцами.
Фармакологами разрабатываются новые препараты, которые будут иметь более мягкие побочные эффекты, или не иметь их вовсе. Пока это мечты многих ЛЖВ, но при современном развитии фармакологии и общей направленности прогресса, мечты могут стать реальностью уже завтра.
Правда, пока никто не может сказать точно, когда же будет изобретен препарат или их комплекс, который уничтожит вирус в организме раз и навсегда. Во всем мире этого ждут около 40 миллионов человек. В Казахстане, официально - почти 13 тысяч. Неофициально по некоторым оценкам можно увеличивать эту цифру в несколько раз.
Кроме борьбы за собственное здоровье, а в результате и за жизнь, у людей, живущих с ВИЧ, есть и другие проблемы.
Например, в ряде стран существует статья в Уголовном кодексе не только за преднамеренное заражение ВИЧ, но и за поставление в опасность такого заражения (Казахстан: статья 116 УК РК). В переводе с юридического на человеческий это означает, что в теории ЛЖВ не могут, к примеру, в принципе заниматься сексом, ведь всегда существует вероятность попадания естественных выделений организма вроде спермы и влагалищного секрета на слизистую партнера. По неосторожности или при порыве презерватива.
Справедливости ради стоит отметить, что данная статья на практике не применяется. По крайней мере, в Казахстане таких случаев не отмечено. Но и само ее существование - довольно странно. Если учесть, например, что один из партнеров - ЛЖВ, а второй - нет, но знает о статусе другого, то это получается секс по взаимному согласию, да еще с использованием средств предохранения. Почему два взрослых человека не могут решать, что им можно, а что нет? Это их жизнь, и их ответственность друг за друга.
Если уж коснулись УК, то следует отметить и наличие в нем статьи за разглашение медицинским работником без профессиональной или служебной необходимости сведений о наличии у лица ВИЧ/СПИД (п. 2 статьи 144 УК РК).
Одно из дискриминирующих ограничений для ЛЖВ - запрет на въезд на работу или ПМЖ в другие страны только на основании ВИЧ-статуса. С одной стороны это наследие панического страха 80-х гг., с другой - нежелание брать на себя расходы по лечению ЛЖВ. 63 страны мира установили ограничения на въезд и проживание, из них 19 - депортируют людей, если становится известно об их статусе.
Жизнь людей, живущих с ВИЧ, это не легкая прогулка на свежем воздухе, а ежедневная борьба с вирусом. Для многих она входит в привычку, а для кого-то - остается ежедневным стрессом. Попутно, время от времени, случаются неприятные сюрпризы вроде упавшего числа лейкоцитов даже на фоне ВААРТ, необходимости смены лекарственных препаратов, развития резистентности к уже используемым, и многое другое.
ВИЧ из смертельной угрозы стал хроническим заболеванием. Он все также опасен, но на данный момент есть средства, позволяющие жить полноценной жизнью несколько десятков лет, вплоть до старости. Случаев, когда человек умирает не от ВИЧ, и не от сопряженных с ним инфекций, а, например, от инфаркта, инсульта и прочих "естественных" проблем здорового, но увядающего организма - большинство.
И не нужно бояться тех, кто ВИЧ-позитивен. Не нужно сбрасывать их со счетов. Это полноценные люди со своими радостями и болью, просто они вынуждены помнить о многом, о чем мы с вами вообще не задумываемся, чтобы и им самим, и окружающим их было хорошо.
Ну и использовать презерватив, и не использовать наркотики - это уже как бы само собой разумеющееся. Главное не надеяться на "авось". Ведь достаточно всего одного раза, и есть шанс узнать "жизнь с другой стороны диагноза".