Как известно, срок деятельности КСК должен быть прекращен 1 июля 2022 года. И хотя в последнее время профильные чиновники на местах пытались в авральном режиме перевести всех на новые формы управления в домах, это получалось плохо. Причин было несколько: помимо планетарной пандемии и карантина в Казахстане, массовому переходу собственников из постылых кооперативов активно препятствовали эти самые кооперативы в лице председателей и существенные промахи чиновников из министерства индустрии и инфраструктурного развития, курирующего реформу и ЖКХ в правительстве.
Наиважнейшие требования должны быть прописаны в законе
Во-первых, они недооценили противника – управдомы, воспользовавшись пробелами в законе, учинили саботаж по всей стране и отказывались новым руководителям передавать документацию, деньги и общедомовое хозяйство. Казалось бы, самое время вмешаться – исправить промах и внести поправки в Административный кодекс, влупив дебоширам крупный штраф. Но прежнее руководство министерства индустрии и инфраструктурного развития почему-то медлило, в результате пионеры перестройки попали в сложную ситуацию, власть в доме вроде бы их (бумаги с государственными печатями на руках), а вся документация и деньги – у председателя КСК. Кинулись за помощью к местным чиновникам – в управление жилищной политики, те – в отказ: мол, у нас полномочий нет, чтобы заставить управдома передать вам все дела, – идите в суд.
Глядя на это, только самые отчаянные собственники решились пойти против, как оказалось, неограниченной государством власти управдома и создать у себя объединение (ОСИ) или простое товарищество (ПТ). Кто помнит, куратору ЖКХ понадобилось чуть ли не год, чтобы разослать официальные письма с разъяснениями в компании, специализирующиеся на формировании платежных коммунальных квитанций. Поначалу те отказывалась заключать договоры с новыми структурами в домах, требуя от них документацию на дом и акт приема-передачи. Понятно, что ничего такого у них не было, вот и шли деньги собственников в КСК, из которого те вышли, но не смогли уйти.
К слову, необъяснимый перекос в выборе простого товарищества (ПТ) как формы управления в доме объясняется тем, что он рукотворный, то есть создан при прямом вмешательстве местного председателя КСК.
Тенденцию наверху заметили, и уже новый министр индустрии и инфраструктурного развития анонсировал второй этап жилищной перестройки – переход от простых товариществ к объединениям собственников имущества. Конечно, это дело не завтрашнего дня, но сам факт, что руководство ведомства с “глазами” и дальновидным умом – для собственников хорошо.
В апреле мы получили очень толковый и масштабный ответ на запрос из министерства, рекомендуем его почитать, материал размещен на нашем сайте caravan.kz (выпуск “КАРАВАНА” от 29 апреля 2022 года). В нем многое касается будущих поправок, которые намерены внести в парламент разработчики, имеется там и ответ на наш вопрос относительно волокиты с принятием нормы, позволяющей штрафовать председателей КСК за саботаж: “На сегодня министерством выработаны поправки в части административной ответственности за непредставление заказчиком (застройщиком), физическим или юридическим лицом, осуществляющим функции управления объектом кондоминиума, необходимых документов (информации) и иных технических средств по многоквартирному жилому дому… Ввиду того, что внесение изменений и (или) дополнений в КоАП осуществляется законом, не предусматривающим внесение изменений и дополнений в другие законодательные акты Республики Казахстан, разработчиком законопроекта является министерство юстиции РК. На текущий момент законопроект находится на согласовании в заинтересованных государственных органах и организациях”.
Ну вот, за последние один-два месяца в парламент были внесены два законопроекта, касающиеся изменений и дополнений в Административный кодекс, но про управдомов там – ни гугу. Возможно, министерство индустрии и инфраструктурного развития подаст их в парламент одним проектом закона совместно с остальными своими задумками, но забывать об этом нельзя – и новые, и старые руководители жилищных структур должны знать, что их наказание в виде крупного штрафа – неизбежно.
Вновь обращаем внимание куратора: в Законе “О жилищных отношениях” должно быть написано, что “председатель КСК… доверенное лицо… а также руководство управляющей компании… обязаны вернуть в трехдневный срок накопления на капитальный ремонт, а также неизрасходованные средства, поступившие на содержание общедомового имущества”.
По этим нарушениям тоже должна быть прописана норма в Кодексе об административных правонарушениях в виде крупного штрафа. Вопросы сохранности денег слишком важны не только для собственников, но и для государства – жилищный фонд без них как будем сохранять? Поэтому наиважнейшие требования должны быть прописаны в законе, а не размазаны по нормативным актам, о которых люди знать не знают. Ну и про наказание – это обязательно.
Делаем для людей
Теперь о сроках и интригах… Знаете, когда в конце апреля куратор ЖКХ твердо заявил нам, что успеет провести реформу в срок – это звучало убедительно, мы даже вынесли это в заголовок. Но жизнь, как известно, диктует свои сценарии, поэтому – не случилось. Сейчас самое время ехидно напомнить, что в министерстве крайне непредусмотрительно, можно сказать, легкомысленно отвергли значение в деле реализации реформы одного-единственного человека – собственника. Отказываетесь давать право созывать общее собрание каждому собственнику, вот и имеете, что имеете, будете еще 100 лет разбираться с воровством в простых товариществах, которые вам понасоздавали председатели КСК, – можно было сказать со всей прямотой кураторам ЖКХ во власти, но мы придержимся корректности. Чем грозит казахстанцам управление домами простым товариществом
Повторю, что за последние две недели в домах, находящихся в “ближайшей близости” к месту расположения автора, было проведено три (!) собрания, которые в нарушение нынешних норм закона были созваны одним (!) собственником в каждом из них. Можно отрицать очевидное: непонятно – зачем. Наличие требования – создавать инициативную группу числом не менее 10 процентов от всех собственников, выгодно кому угодно, только не собственникам и не государству.
Напомню, что за эту норму все эти годы топили председатели КСК и их лоббисты. Поэтому во время появившейся паузы, самое то – исправить упущение прежнего руководства министерства индустрии и инфраструктурного развития и внести поправку в готовящийся законопроект.
Возвращаясь к обещанию всё успеть к 1 июля этого года. То, что случится это вряд ли, стало очевидным к середине мая – нужный темп чиновники на местах так и не смогли набрать, да и председатели КСК, которых они подгоняли, – не больно-то их слушались. Говорю же – недооценили власти эту публику, эти ребята освоили миллионы уловок и хитростей, не так-то просто их убрать с рынка. Поэтому тянули время под разными предлогами, а созывать общее собрание, если нет инициативной группы, могут только они и жилищная инспекция. Последних меньше, чем жилых домов, – хоть разорвись, всех не охватишь, вот и получилось, что к 1 июля перестройку не завершить.
Видимо, обсуждения шли до последнего, мажилис отправил законопроект, не имеющий ничего общего с жилищными отношениями, 25 мая. Хотим процитировать название документа, чтобы вам было понятнее, как на высшем уровне иногда решения принимаются в последнюю минуту: “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергоэффективности, недропользования, местного государственного управления и государственной границы”. Поверьте, никогда бы не стали вас нагружать подобными названиями, но такова практика принятия законов. Например, в законе, где были прописаны революционные перемены в жизни собственников, одна глава касалась недропользователей. Вот скажите: где КСК, а где – “КазМунайГаз”?
Но мы отвлеклись. Итак, сенат внес поправку в вышеназванный проект, по которой срок действия КСК продлевается на один год – до 1 июля 2023 года. Как и полагается, проект теперь направлен в мажилис – там должны одобрить или нет предложение сенаторов. После чего документ поступит на подпись главе государства и только после этого вступит в законную силу. Отсюда и интрига – сколько времени после 1 июля кооперативы будут действовать вне закона.
АЛМАТЫ