Вдохновитель – алматинка Галия УТЕБЕКОВА, задумавшая долгоиграющий проект “Возвращение Умай”. Она – автор сказок об Умай и убеждена, что интерес к тенгрианству станет туристической фишкой страны.
– У нас тысячелетняя история и веками сложившиеся традиции, – пояснила Галия. – А в обществе есть запрос на красивые и добрые истории, на героев, представляющих культуру и духовное наследие. Такие ценности, которые хранят историю народа, понятны и близки людям.
О богине Умай Галия слышала еще в детстве от бабушки, когда летом гостила на жайляу в Абайском районе. Эти рассказы запали в душу. Уже в должности руководителя вуза вместе со студентами она по крупицам начала собирать сведения о мифологическом персонаже. У тюркских народов существовали верования, что Умай – богиня плодородия, изобилия, прародительница всего живого, хранительница семейного очага. Она – супруга повелителя Неба Тенгри, сестра богини Огня.
Изображений Умай – по пальцам пересчитать. Знаменитым является рисунок, найденный на российском Алтае при раскопках раннетюркского могильника Кудыргэ. Здесь обнаружили валун с нанесенной на нем сценой преклонения охотника, воина и вельможи перед некой женщиной в богатом убранстве. Находка так и вошла в историю как Кудыргинский валун. На богине – торжественный наряд с роскошным орнаментом, в ушах – крупные серьги, на голове – тиара с тремя рогами. По сравнению с коленопреклоненными мужчинами и рядом коней она выглядит исполином.
– Умай всегда изображали с небольшой чашкой в руках, – рассказала Галия. – По преданию, в этом освященном молоке хранились души детей. Если в какой-то семье начинал болеть ребенок, мама проводила обряд кормления богини из такой чашечки. Есть даже старые фотоснимки, запечатлевшие, как женщины кормят каменные изваяния Умай.
На выставке в работах одних художников богиня изображена молодой, луноликой, с серебряными волосами. Воплощение красоты и благодати. Другие, наоборот, представили ее великой и ужасной, с луком, из которого она разит злых духов. Смотришь на картину и понимаешь: ты – песчинка перед грозной силой матери-природы.
На детских рисунках Умай больше похожа на добрую фею. Судя по картинам, где бы ни ступила ее нога, там всё растет и плодоносит. Где бы богиня ни сошла на землю, к ней тянутся птицы и звери, журчат ручьи, сияет солнышко. Некоторые юные авторы наделили ее крыльями и при этом – в трехрогом головном уборе, наводящем трепет.
– Дети прочитали миф, что Умай – прародительница казахского народа, ее обитель – гора Белуха, – поделилась мнением гостья выставки Сауле ДАРИБАЕВА. – Конечно, такой персонаж в их понимании должен быть неземной красоты.
Есть в экспозиции фигурки богини, выполненные из войлока, шелка, фарфора, проволоки... “Они – художники, они так видят”, – с улыбкой отметили музейщики. Главный архитектор музея-заповедника Виктор ШЕВЧЕНКО разместил инсталляцию в виде всемогущей повелительницы, нисходящей с высоты, чтобы благословить народ.
Отдельное место отведено женским украшениям. Перстни, серьги, подвески, браслеты выполнены в этническом стиле, некоторые стилизованы под знаменитый скифо-сакский звериный стиль. Сами мастера, к слову, часто признаются, что по оригинальности и аутентичности изделия древних ювелиров до сих пор на голову выше любых современных произведений.
– Восточный Казахстан обладает невероятным потенциалом для развития туризма, – поделилась участница вернисажа, инициатор первого экопоселения “Алтай – Арай” в Катон-Карагайском районе Зарина МАСТИКБАЕВА. – Во время туров к Белухе мы рассказываем, что эта гора – храм богини-Матери, один из энергетических центров планеты. Что Умай живет в каждом из нас и проявляется в виде заботы, любви, родительских чувств. Туристов это заводит. Многие возвращаются к Белухе через год-два, привозят с собой родных и друзей.
Выставка продлится до осени. Кроме того, как уточнили организаторы, посмотреть экспозицию можно на сайте музея-заповедника, а также в соцсетях.
УСТЬ-КАМЕНОГОРСК