Жети ата: что нужно знать об этой традиции и как их правильно считать

Казнь за кровосмешение ввел еще Есим-хан, и позже наказание было закреплено в "Жети жаргы". Исключение делалось очень редко,  обычно на шестом поколении и для торе. Однако не все знают, что у этой традиции есть дополнительные нюансы. Редакция Caravan.kz рассказывает об особенностях жети ата в разных регионах Казахстана.

Поколения предков назывались так:

1. Жети ата;
2. Туп ата;
3. Тек ата;
4. Баба;
5. Аргы ата;
6. Ата;
7. Аке.

Поколения потомков называются следующим образом:

1. Аке;
2. Бала;
3. Немере;
4  Шобере.
5. Шопшек;
6. Немене;
7. Туажат;
8. Жекжат.

Есть и региональные варианты: в 4-м поколении потомка также могли называть обере, немене, шопшек, в пятом - туажат, немене, обере, когенжат, в шестом - туажат, жүрежат, в седьмом - жаутанымас, жүрежат, куажат. Это естественные различия, которые не делают какой-либо из вариантов неправильным.

Люди, у которых есть общий ата, могут заключить брак, если друг для друга они уже жекжат, то есть буквально седьмая вода на киселе.

Когда в ауле появлялось восьмое поколение потомков, там устраивали большой праздник, в котором сообщали другим родам с общими предками, что теперь их дети могут свободно вступать в браки. Обычно на тое устраивалась хотя бы одна свадьба. Было принято резать белую кобылу, чьим молоком омывали молодоженов. Потом их благословляли местные старики.

Однако в разных семьях по-разному начинают отсчет.

Где-то с деда, ведь речь о жети ата - буквально семи дедах.

- С дедушки начинается, оттуда семь дедов.

Где-то - с отца.

- С отца начинают в наших краях, в Уральске.

А у некоторых принято включать в отсчет и самих себя, и своих детей.

- Мальчик начинает отсчет с себя, девочка - с отца. Мальчик продолжает род, поэтому его нужно включать. Другого способа не знаю. Если спросите в Мангистау про жети ата, так ответим.
Однако исследователи сходятся во мнении, что начинать отсчет предков правильно с отца.

Это объясняют в том числе тем, что у одного мужчины могло быть несколько жен, таким образом схема родственных связей становилась со временем очень запутанной, и пропускать это звено было нельзя.

Сейчас знание своего шежире в целом и жети ата в частности, ставшее менее обязательным в советское время, снова становится общепринятым.