Водоем почти заполнен: уровень воды составляет 19,41 млрд. кубометров при проектной мощности в 19,5 млрд. По информации РГП «Югводхоз», наши специалисты пока не имеют сведений об объемах, которые кыргызская сторона намерена сбросить вниз по течению. Эта «упреждающая» новость на текущей неделе стала одной из «топовых» на отечественных лентах новостей…
К сожалению, как угроза подобных бедствий, так и сами бедствия в Казахстане – не редкость. Наша страна ежегодно «теряет» водные ресурсы при регулярной повторяемости катастрофических наводнений. Как рационально использовать и преумножать то, что осталось, а также избегать природных катаклизмов с человеческо-политическим фактором? Ответ на вопрос – не из простых. О реализации государственной политики в этой области – интервью "КП" с председателем Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства Анарбеком Ормановым.
– Замечу, что оценка среднемноголетних значений речного стока в РК в последние 30 лет уменьшилась на 25,3 кубокилометра в год (по местному стоку – на 10,3, по трансграничному – на 15,2). Это отвечает длительному прогнозу изменения климата. С учетом ожидаемого снижения трансграничного стока к 2020 году произойдет дальнейшее уменьшение водных ресурсов республики до 86 кубокилометров в год.
Напомню, что месторождения подземных вод, как правило, сосредоточены в бассейнах крупных рек, что указывает на тесную гидравлическую связь с поверхностными ресурсами, потому их использование должно осуществляться согласованно: чрезмерная эксплуатация одного «элемента» неизбежно повлияет на состояние другого.
Нельзя забывать и о природно-климатическом факторе: вопросы гидрометеорологии, гидрологии и использования водных ресурсов обязаны рассматриваться как единое целое. От их учета полностью зависит достоверность мониторинга состояния водных объектов, который должен стать планомерным и лечь в основу их содержания, безопасной эксплуатации, чтобы заблаговременно принимать меры по опережению бедствий и аварийных ситуаций.
– Как на сегодня можно оценить место, которое занимают водные ресурсы в экономике Казахстана?
– Водопотребление экономики составляет в среднем 32,5 кубокилометра в год.
Если говорить в разрезе отраслей, то самый крупный потребитель – сельское хозяйство – 75%. Более половины этого объема используется в Арало-Сырдаринском бассейне – 53%, то есть там, где традиционно развито орошаемое земледелие.
Крупнейшие промышленные потребители воды – объекты Иртышского бассейна – 38%, Нура-Сарысуйского – 29%, Урало-Каспийского – 21%, то есть индустриально развитые регионы страны.
Коммунально-бытовой сектор использует всего около 5% вод.
– Вы упомянули о постепенном и постоянном сокращении водных ресурсов, можно ли этот факт считать угрозой национальной безопасности страны?
– Это свидетельствует об угрозе жесткого дефицита вод на рубеже 2020–2030 годов, что в целом затрагивает вопросы национальной безопасности.
Как известно, Казахстан расположен в нижнем течении крупных трансграничных рек, поэтому обеспеченность водой во многом зависит от хозяйственной «позиции» соседних государств, от развития их экономик и роста народонаселения. Следовательно, вопросы регулирования использования и охраны водных ресурсов имеют стратегическое значение, и здесь должна быть сформирована адекватная государственная политика.
– Каковы же ее аспекты?
– Во-первых, это рациональное использование и охрана водных ресурсов внутри страны, для чего нужно принять национальный план интегрированного управления ими и на его основе провести полную реабилитацию, совершенствование существующей водохозяйственной инфраструктуры.
Кроме того, нужно повсеместно внедрить новые водосберегающие технологии; автоматизированные системы управления производственными процессами; наладить государственный и первичный учет вод.
Результаты первых опытов – уже налицо. К примеру, в прошлом году агрофирма «ЖанаАкдала» в ЮКО внедрила технологию капельного орошения для выращивания томатов. В итоге урожайность увеличилась в 3,5 раза, расход воды снизился в 2,8 раза, экономия на применении удобрений составила 30%, а затраты на сельхозобработку растений сократились на 40%.
Успешно применяются на выращивании картофеля оросительные машины «Валей» американского производства в Акмолинской, Карагандинской и Павлодарской областях. В итоге урожайность поднялась при трехкратной экономии поливной воды!
Сегодня государство, можно сказать, «распахнуло двери» в экономию ресурсов, давая льготное кредитование на долгосрочный период при внедрении передовых ресурсосберегающих технологий. И это делается для того, чтобы наши сельхозпроизводители снизили себестоимость продукции и были конкурентоспособными на рынке.
– Когда же мы сможем утверждать, что в Казахстане водные ресурсы используются «рационально и эффективно»?
– Чтобы только определить критерии эффективного и рационального использования вод, мы должны внедрить в гидромелиоративных системах автоматизированные системы управления технологическими процессами, для чего в точках водовыдела сельских потребительских кооперативов водопользователей и непосредственно у самих водопользователей должен быть автоматизированный учет воды. К сожалению, сейчас мы находимся только в самом начале этого пути.
Кроме того, у нас низкий уровень оплаты услуг водоподачи. Потребители не ценят получаемую влагу: тогда как в развитых государствах усредненное водопотребление на орошаемых землях не превышает 5–7 тысяч кубических метров на гектар за сезон, у нашего производителя расход составляет от 13 до 17 тысяч, а при выращивании риса он доходит до 26 тысяч кубометров на гектар!
И еще один пример. В тех же развитых государствах на кубометр поливной воды получают 2–8 килограммов продукции, а у нас – от 400 до 800 граммов! Насколько низка продуктивность воды! Ее повышение мы видим основной задачей, а для этого надо включить в стоимость услуг водоподачи расходы на транспортировку, чтобы водопользователь «почувствовал» ценность ресурса и начал, наконец, бережно расходовать воду и активно применять сберегающие технологии.
– Зачастую проблема воды «подпитывается» сложностью водных отношений с соседями. Насколько они отрегулированы между центральноазиатскими странами, в частности, по реке Сырдарья?
– Совершенствование межгосударственных водных отношений – второе направление госполитики в этой области. Прежде всего это означает налаживание правового и экономического механизмов совместного использования водных ресурсов трансграничных водотоков.
Данное направление включает и конструктивное сотрудничество с международными организациями, занимающимися подобными проблемами. Что же касается Сырдарьи, в ближайшей перспективе нам необходимо подписать долгосрочное соглашение между правительствами Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана об использовании водных и энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарья. Его проект в основном разработан в рамках проекта RETA «Совершенствование механизма управления и регулирования водными ресурсами бассейнов Амударьи и Сырдарьи», финансируемого в рамках технической помощи Азиатского банка развития. Отсутствие этого соглашения создает напряженную водохозяйственную обстановку на юге Казахстане: зимой – искусственное половодье, а летом – дефицит воды для орошения.
В то же время уже с 2000 года Узбекистан, пользуясь отсутствием документа, начал проектировать и строить водохранилища на своем участке русла реки для перехвата зимнего стока вод.
Для борьбы с осенне-зимними и весенними паводками и предотвращения возможных негативных последствий от них благодаря мудрому решению Президента страны Нурусултана Назарбаева был в короткие сроки спроектирован, построен и вводится в эксплуатацию Коксарайский контррегулятор. Тем самым десятилетняя проблема с затоплением населенных пунктов в Южно-Казахстанской и Кызылординской областях снимается.
Одновременно для устойчивого водоснабжения орошаемых площадей Мактааральского района ЮКО из Шардаринского водохранилища по поручению Президента строится насосная станция с магистральным каналом протяженностью 30 километров для полива 90 тысяч гектаров.
Чтобы снять все проблемы с использованием водных потенциалов трансграничных рек Амударья и Сырдарья, связанные с началом строительства новых ГЭС в Кыргызстане и Таджикистане, наш Президент предложил главам четырех стран создать Межгосударственный водно-энергетический консорциум на долевом участии. Чтобы каждый имел равный доступ к водным ресурсам этих рек.
– При таком объеме решаемых внутрихозяйственных и международных задач отвечает ли Комитет по водным ресурсам положению уполномоченного государственного органа по управлению водными ресурсами?
– Водные ресурсы, а точнее их рациональное использование, определяют благополучие людей, поддержание природного потенциала и значительную часть поступлений в национальный доход стран региона.
Правильное управление ими сейчас не осуществляется в той мере, как это требуется от государственного органа, который должен быть достаточно сильным и иметь соответствующий статус для того, чтобы координировать работу нескольких министерств и агентств.
Ко всему Казахстан значительно зависит от трансграничных водных ресурсов.
Это приводит к тому, что нам необходимо выполнять много работы в области ведения переговоров и поддержания дружбы с соседями. При этом водохозяйственная отрасль РК, к сожалению, не представлена на том же правительственном уровне: например, в Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане и Китае есть министерства водного хозяйства, а в Кыргызстане и России – агентства по водным отношениям.
Таким образом, Казахстан находится в невыгодной ситуации в вопросах дипломатических отношений. Руководство Комитета по водным ресурсам вынуждено действовать только через Министерство сельского хозяйства и Министерство иностранных дел для того, чтобы вести переговоры любого рода.
Такое положение ставит вопрос о том, что и у нас, в Казахстане, требуется создать Агентство по водным ресурсам.
Источник: Владислав АНДРЮКОВ, "Казахстанская правда"