Схема кражи «черного золота» расписана в материалах дела, ставших сегодня достоянием общественности. Главарь банды, согласно имеющимся данным, контролировал каждый шаг всех членов нефтяной мафии. После криминальных сделок они делили деньги и шли на новые преступления, передает КТК.
У нефтяной мафии Актюбинской области, как и подобает в криминальном сообществе, все роли участников были четко распределены. Преступная корпорация состояла из лидеров, их помощников, советников, исполнителей, посредников, покровителей… До сих пор точно неизвестно, сколько членов насчитывает эта банда, но уже сейчас, судя по материалам дела, можно сделать вывод, что это целая казахстанская «Коза Ностра».
Всех подозреваемых в краже «черного золота» (а их уже 12!) суд отправляет на 2 месяца в СИЗО, чтобы не сбежали, не мешали расследованию и не продолжали на свободе заниматься привычной криминальной работой. В следственный изолятор попал и 30-летний Нурболат Кайырбаев. По данным следствия, этот мужчина добросовестно выполнял важные задачи преступной организации. Он нашел односельчан, которые согласились перевозить ворованную нефть. Схема управления потоками петролиума была примерно такой.
Чтобы все выглядело законно, в Актюбинской области зарегистрировали несколько компаний, у которых было разрешение хранить углеводороды в большом количестве. Нелегальный товар водители (причем один из них иностранец) разгружали в специальный резервуар АЗС «Транзит». А оттуда вывозили его для продажи российским покупателям. Но весной одна из таких сделок сорвалась – уже тогда силовики начали разоблачать нефтяную мафию. Перевозчиков, которые ночью направлялись из Актобе в Орск с почти сотней тысяч литров зимнего дизельного топлива стоимостью 14 с половиной миллионов тенге, задержали полицейские.
- Все участники четко исполняли преступный план. Часть полученных от незаконной реализации нефтепродуктов денежных средств делилась между ее участниками, а другая часть направлялась для приобретения новой партии незаконного нефтепродукта, - сказала судья Зинаида Шмирова.
В иерархической структуре мафии на самом верху находился лидер группировки «Четыре брата» Еркин Избазар. Инвалид-колясочник, известный как спортивный меценат, планы воровства, перевозки и продажи нефти определял по телефону и при личных встречах со своими сообщниками - Мухамедьяновым и Сарсеновым. Они контролировали бесперебойную доставку груза до пунктов назначения. Обсуждение каждой криминальной операции для конспирации вели зашифрованными фразами.
Из материалов дела известно, что в преступной группировке поддерживалась строжайшая дисциплина и действовал кодекс поведения. Никому не позволялось ослушаться Еркина Избазара. У него везде были глаза и уши, поэтому рядовые члены банды свои функции исполняли беспрекословно. Любому легко находили замену. Нефтяные воротилы постоянно вербовали в свою криминальную секту новых членов.
В нее входили даже радикальные религиозные фанатики. Салафиты явно не отмаливали грехи расхитителей нефти, зато бывшие сотрудники прокуратуры, состоявшие на службе у Избасара, вероятно помогали находить уловки для того, чтобы избегать наказания за преступления.
По имеющимся данным, воровать «черное золото» в Актюбинской области долгое время преступникам удавалось благодаря покровителям в правоохранительных органах. Они за свои услуги, конечно, получали немалую долю. Речь идет об огромных суммах. Но имен и цифр в КНБ, МВД и Бюро по противодействию коррупции, которые проводят масштабную спецоперацию в западном регионе, пока не сообщают.