Жертвы уличных ловушек

По данным МЧС, за 7 месяцев по республике зарегистрировано 8 949 чрезвычайных ситуаций и случаев природного, техногенного характера. Пострадали 2 306, погибли 888 человек. Чаще всего люди получают увечья в ДТП, при пожарах, а также на производстве. В последнем случае основными причинами травматизма остаются халатность и отсутствие контроля. По вине горе-строителей, сотрудников жилищно-коммунального хозяйства, КСК страдают и случайные прохожие, любопытные дети. Все чаще в городах можно наблюдать потенциально опасные объекты – котлованы, траншеи, стройки, открытые люки, вообще не имеющие ограждений или обнесенные легкой конструкцией с зияющими дырами.

Сотни килограммов обрушились на ребенка

В Алматы на улице Бухтарминской, возле аэропортовского озера свалены в кучу бетонные бордюры, установлен строительный вагончик. Ограждений нет! Неподалеку ремонтные работы ведет ТОО “Алонс” – укладывает те самые бордюры. Здесь 15 августа 2015 года под бетонными махинами общим весом примерно 600–700 килограммов оказался десятилетний Ярослав Глушенков.

– В субботу около 20.30 у меня была встреча на улице Бухтарминской, возле озера, – рассказывает 21-летний алматинец Илья Кабалык. – Было еще светло. Увидел, как дети играют на стройке. Сделал им замечание, сказал, чтобы уходили. Они ушли. А вскоре услышал грохот, крики, плач. Я бросился туда. Один мальчик стоял возле плит и плакал, другой лежал на земле – ему придавили ногу несколько плит. С прохожим мы попытались их поднять, но не смогли. Вокруг не было ни души, а строительный вагончик стоял открытый! Я побежал на трассу, за помощью. Остановилась машина. Вчетвером мы сняли две плиты. Третья сорвалась и упала мне на руку. Отрезало первую фалангу пальца, другие были тоже разрезаны.

Заявление есть, реакции – ноль

На место ЧП приехали патрульные полицейские машины.

– Полицейские вышли, посмотрели и ушли в сторону. Только принесли пострадавшему ребенку бутылку воды, – рассказывает еще один спаситель Ярослава, Григорий Кныш– Плиты мы поднимали своими силами. Удивило, что полиция даже не опросила свидетелей!

Карета скорой увезла пострадавшего Ярослава Глушенкова в больницу. Истекавшему кровью Илье даже не сделали обезболивающий укол, а ведь у парня вместо пальца торчала кость. Он ждал следующую машину. Чтобы не потерять много крови, перетянул руку часами:

– У меня претензии к “скорой”, которая приехала примерно через 30–40 минут. В больнице кость ампутировали, мягкие ткани сшили. Но палец до конца не сгибается, кисть плохо функционирует. Возможно, потребуется еще одна операция.

Как рассказали нам родители пострадавшего мальчика, их сын получил двойной перелом ноги, у него были повреждены связки и мышцы. Ярослав перенес сложную операцию, месяц провел в больнице на растяжке. Сейчас мальчик дома. Ему предстоит длительное лечение, а если связки не срастутся – повторная операция. Посещать школу он не может.

Семья сразу же написала заявление в РУВД Турксибского района. Спустя полтора месяца они так и не знают, как продвигается следствие. Официального ответа из полиции, что дело закрыто, тоже не получили.

– Время идет, такое чувство, что всем безразлично, что произошло, – говорит отец пострадавшего Андрей. – В августе мы написали письмо на официальный сайт акима Турксибского района. Тоже тишина. Руководство ТОО, которое ведет работы, даже не позвонило, не поинтересовалось самочувствием ребенка.

Между прочим, на пляжах озера в каникулы отдыхают дети, подростки со всех окрестных микрорайонов и улиц, что прекрасно известно службе ЧС, полиции, районному акимату. Почему никто не обследовал местность, не позаботился о безопасности детей?

И где же была охрана?

Мы дозвонились вице-президенту ТОО “Алонс” Александру ШЕВЕЛЕВУ который, по его словам, вообще не в курсе происшедшего! Получается, принятое еще в августе заявление полицейские так и не отработали, не поставили в известность руководство этой организации?

Почему территория, где лежат плиты, второй месяц не огорожена?

– Мы ведем работы на дороге, наш пункт передвигается с места на место, мы не можем все огородить, – сказал вице-президент.  – У нас военизированная охрана, с 19 до 7 часов утра. Кто там бегал, куда залез – не в нашей компетенции.

Наверное, в тот злополучный день в разгар школьных каникул, когда пострадали два человека (!), та самая охрана растворилась в воздухе, ведь строительный вагончик стоял пустой! Хочется напомнить руководству этого и других ТОО, ведущих какие-либо работы на улицах городов: существуют СНиП РК 1.03-05-2011 “Охрана труда и техника безопасности в строительстве” (введены в действие в июле 2015 года). Это, между прочим, не филькина грамота! И будьте добры соблюдать строительные нормы и правила!

А руководство Турксибского акимата, РУВД и ТОО “Алонс” хочется спросить: сколько вам еще нужно жертв, чтобы это и другие потенциально опасные места были надежно защищены от любопытной детворы?

Погиб человек, а “состава преступления” нет!

Вот уже год алматинка Анара АМИРГАЛИЕВА пытается доказать, что ее отец погиб из-за серьезной травмы позвоночника, полученной при падении в неогороженную траншею в микрорайоне “Калкаман”. 64-летний пенсионер, майор в отставке Толеугазы Амиргалиев попал в реанимацию после того, как 21 сентября 2014 года на перекрестке Ауэзова – Алатауская упал в пятиметровую (!) яму. Он возвращался с работы и не заметил ловушку – на улицах нет освещения. Из траншеи пострадавшего извлекли сотрудники службы ЧС. Мужчина перенес тяжелую операцию – у него был сломан позвоночник. Несмотря на усилия врачей, 3 ноября он скончался.

По словам Анары, ее отец постоянно ругался со строителями ТОО “АГС-Пласт”: в прошлом году многие улицы “Калкамана” были перекопаны, ограждений не было, и упасть мог любой…

По факту этого ЧП РУВД Ауэзовского района было возбуждено уголовное дело. Но воз и ныне там!

– Несколько раз дело приостанавливали, я писала в прокуратуру, и его снова открывали, – рассказывает женщина. – Сейчас обратилась к независимым экспертам, так как следователь сказал, что готовит документы для закрытия дела из-за отсутствия состава преступления.

Трагедии последних лет

Увы, но подобный исход имеют многие громкие дела. В лучшем случае виновные отделываются легким испугом и смехотворным штрафом. Но зачастую ответственных за ЧП не найти! Достаточно вспомнить трагедии в разных городах страны за последние годы.

В 2009 году в Алматы на проспекте Алтынсарина при проведении работ на теплотрассе заживо засыпало песком подростка. Следствие продолжалось несколько лет. Фирма, выполнявшая работы, выплатила родителям погибшего материальный ущерб. Но разве он может компенсировать потерю ребенка? В 2010 году в Жетысуском районе южной столицы в котловане с водой утонули две девочки. Дело закрыли из-за отсутствия состава преступления. Через год в алматинском микрорайоне на подростка упали незакрепленные футбольные ворота – от полученных травм он скончался. И опять виновных не нашли! В том же 2011 году в Актау в колодец с кипятком упал 8-летний мальчик. Он получил сильные ожоги. В 2012 году в Темиртау погиб ребенок – провалился в открытый канализационный люк. А в Павлодаре инвалид по зрению упал в открытый колодец и сломал ногу. ЧП произошло возле здания Казахского общества слепых. В мае текущего года в Актау 6-летний ребенок утонул в открытом водопроводном колодце.

Писать о подобных трагедиях очень тяжело. Но еще страшнее сознавать, что после всех смертей, происшедших по вине конкретных лиц, ничего на улицах городов, равно как и в мышлении тех, кто отвечает за наши жизни, не меняется! Достаточно заглянуть на сайты районных акиматов, куда люди пишут с надеждой, что их услышат. Так, на сайте акимата Ауэзовского района Алматы недавно появилось письмо от жителей микрорайона “Аксай-3”. Они просят огородить огромный котлован, пока не случилась беда. Но в ответ акимат их попросил принести коллективное письмо.

Ежегодно в городах проводятся разные профилактические мероприятия, направленные на предотвращение несчастных случаев. Но какой толк от всех рейдов, если в корне ничего не меняется?

Алматы