Местные жители устраивают специальные экскурсионные туры, чтобы показать туристам уникальные «письма» от наших предков. Однако петроглифы являются труднодоступными. Проводники возят отдыхающих на джипах с полным приводом, другой вид транспорта по горной местности просто не проедет. Кроме того, в ущелье нужно пройти пешком по скользкой, каменистой дороге.
На крутых склонах можно увидеть пещеры. Это не что иное, как медвежьи берлоги. Поэтому провожатые обязательно берут с собой ружьё. Повсюду обнаженные скалы серо-желтого цвета, которые покрыты коркой темно-вишневого цвета. Такие камни служили полотнами древним художникам. На них едва заметные бурые пятна, и, если к ним внимательно приглядеться, можно с легкостью распознать горных козлов и лошадей. В Казахстане подобные памятники не редкость. Но есть в этой галерее первобытной живописи совсем неординарный экспонат.
Центральное место на камне занимает образ человека с рогами. Именно так три тысячи лет до нашей эры первобытные люди изображали шаманов. В связи с тем, что в потустороннем мире шаман часто смешивался с духами животных, его представляли получеловеком. У шаманов был ритуальный головной убор, часто имитирующий голову животного. Например, шапка с рогами. Проводя свои обряды, шаманы имитировали крики животных и птиц. Каждый шаман имел близких духов-помощников, которые выполняют разные функции. Они должны были отыскивать путь, по которому злые духи тащат душу больного, и возвращать ее обратно. Кроме того, духи-помощники должны были охранять самого шамана. Чаще всего их изображали в виде собаки, оленя или лошади. Именно они и запечатлены на алакольском камне. В правом верхнем углу – собака, в правом нижнем – олень.
Шаманизм был частью религиозной системы населения Сибири и Центральной Азии. Об этом писал польский ученый Анджей Розвадовский в своей научной статье «Наскальное искусство и шаманизм: феноменология, контекст и этика». В своих научных трудах он подробно описал образ шамана в петроглифах.
В книге Светланы Махлиной «Семиотика сакрально-религиозных представлений» хорошо показаны представления о шаманах народов Сибири. Кстати, от Сибири до Алаколя не так уж и далеко.
Первобытные люди пытались запечатлеть в камне те события, которые с ними происходили. И тот самый шаман с рогами не просто так прыгал с бубном в руках. Судя по другим графическим знакам, он совершал какой-то обряд. На камне можно разглядеть крест, вокруг которого расположились фигуры, напоминающие окружности. Таким образом человек указал место и время обряда. С древних времен изображение солнца и луны использовались как показатели времени. Четыре солнца могли «говорить» о четырех солнечных фазах в году. Об этом упоминала Алина Коржуева в научной статье «Истоки знаковых графических систем на одежде и предметах быта».
На алакольском камне видно, что одно солнце сменяет другое, которое заходит за край воды (солнце, перечеркнутое волнистой линией). По всей видимости, обряд совершался на закате, когда солнце уже наполовину зашло за озеро Алаколь. Линии, идущие от фигуры в форме облака, могут означать ветер. Например, джунгарский Эби, дующий в холодное время года со стороны озера Эби-Нур (Китай) к озеру Алаколь.
Светлана Махлина четко описала в своей книге, чем конкретно занимались шаманы. В первую очередь они делали жертвоприношения богам, провожали души умерших, лечили больных, благословляли детей, скот и охотников. Считалось, что шаман мог предотвратить страшное бедствие, а также вызвать грозу, смерч, бурю.
Шаманов уважали и даже побаивались. Считалось, что хранилища шаманских принадлежностей и шаманские могилы населены духами, и они могут наказать людей, нарушивших их покой. До 30-40-х годов такие места старались быстро покидать во избежание неприятностей. Сейчас же к шаманскому камню водят туристов.
Правда, по словам местных жителей, ночевать в горах страшно. Потому как среди ночи можно увидеть белый полупрозрачный силуэт человека. Возможно, это душа шамана, а может, дух, которого потревожили.
И еще неизвестно, к чему такое общение с потусторонней силой приведет.