Салтанат по телефону рассказала нам, что муж ее выгнал из дома. Вместе с четырьмя детьми и приехавшей в гости сестрой с двумя малышами. Позже выяснилось, что младшая сестра также ушла из дома, не выдержав побоев мужа.
Причиной столь резкого похолодания климата в семье вновь стали деньги, а вернее, их отсутствие. По словам женщины, принесенные мужем 20 тысяч тенге она где-то припрятала и, пока искала их, муж успел избить детей и ее младшую сестру Айнур, обвинив их в краже денег.
Вышвырнутые вечером на улицу женщины с шестью детьми не знали, куда приткнуться. Обратились в мечеть в микрорайоне “Аксай”, но там сказали: “Ваши дети будут шуметь, а у нас тут тарауик-намаз...”. И это в Рамазан!
Приютили женщин с детьми в гостинице неподалеку. Из удобств – лишь одна большая кровать с застиранными простынями. Ни горячей воды, чтобы детей умыть, ни чайника... Да и платить по пять-шесть тысяч тенге за сутки оказалось для Салтанат неподъемной суммой.
Желая помочь, мы позвонили Зульфие БАЙСАКОВОЙ, председателю Союза кризисных центров Казахстана. Однако сразу оказать помощь и там не смогли: ни один из приютов не приспособлен под такое количество детей.
Позвонили мы и в Духовное управление мусульман Казахстана с просьбой указать какие-нибудь благотворительные мусульманские организации. Надо сказать, что мы своим вопросом несколько озадачили его сотрудников:
– Таких организаций много, но мы не знаем их контактов. Есть фонд при ДУМК – “Зякят”, можете обратиться туда, – посоветовал нам пресс-секретарь Агабек СЫДЫКОВ.
В самом фонде нас внимательно выслушали и сообщили:
– Мы пока им можем помочь только... обувью.
Однако телефон Салтанат взяли.
Позже от имени Фонда мусульманских многодетных семей к нам в редакцию позвонила женщина по имени Жанна, которая предложила Салтанат поселиться у нее на даче, за городом. При этом она была очень возмущена поведением женщины, которая посмела поведать свою семейную историю:
– В конце концов есть ведь джамаат (мусульманское окружение. – Прим. ред.), с которым нужно решать свои семейные проблемы, если муж бьет или выгоняет из дома. Зачем предавать огласке? – выразила свое мнение Жанна.
Но Салтанат отказалась от ее помощи, так как собиралась начать работать в небольшом швейном отделе в микрорайоне “Тастак”:
– За детьми некому присмотреть – пока мы с сестренкой подменяем друг друга, так как обе умеем шить. Шьем корпе, одеяла, постельное белье, одежду... Но трое из детей уже должны пойти в школу 1 сентября. Как они с дачи будут ездить в город? Что касается джамаата, то у меня его попросту нет: ведь я все время сидела дома, а друзья и знакомые мужа думают и считают так же, как он: у них у самих жены битые дома сидят либо сбежали уже давно. Единственное мое желание – спокойно жить с детьми, работать.
Неожиданная помощь пришла от журналистов канала “Асыл арна”, который оплатил месячную аренду жилья для оставшихся без крова ребятишек и их матерей. Уже на следующий день Салтанат смогла выйти на работу. Она сообщила нам, что не намерена больше терпеть побои и унижения от мужа.
Созвонились мы с ее мужем, Нурланом, который сказал, что ничего страшного не произошло:
– Кто не бьет жену и детей? Покажите мне такого человека? На мне висит кредит, я зарабатываю тем, что продаю кумыс на базаре, зимой охранником работал. Салтанат с пути истинного сбивают женщины, которые в уши ей напевают: мол, разведись с мужем, мы тебе найдем богатого мужа, бизнесмена… На этих женщинах, которые так учат, есть хиджаб, они совершают намаз, но... внутреннего хиджаба нет. Признаю, что совершил ошибку, поднял на жену и детей руку, но я их жду дома… Пусть возвращаются.
– Говорят, у вас есть еще четверо детей от другого брака?
– Да, есть. Но с той женщиной я уже развелся.
– Вы платите им алименты?
– Нет, откуда? Что с меня возьмешь?..
Председатель Союза мусульман Казахстана Мурат ТЕЛИБЕКОВ, к которому мы обратились за комментариями по этой ситуации, ответил:
– К сожалению, наша организация не может вмешиваться в дела подобного рода, за нашей деятельностью бдительно смотрят, и чуть что – могут расценить как вмешательство в личную жизнь граждан. Вот в советское время были товарищеские суды, на которые нерадивых мужей, бьющих своих жен, детей, вызывали, там обсуждали их поведение, а если нужно было – и порицали. Я считаю, что ДУМК мог бы создать что-то вроде шариатского суда, чтобы разбирать вот такие случаи. Ведь у него больше возможностей для этого. Необходимо также разъяснять, что брак-неке – это не просто брак, который можно расторгнуть по телефону. Он несет свои обязательства даже после развода, если только женщина не совершила прелюбодеяния: решение о разводе должно приниматься по Корану не позднее чем через месяц после первого высказанного на этот счет намерения одной из сторон. Муж обязан обеспечить ее минимальным прожиточным минимумом, содержать детей. Недопустимо оставлять женщину на произвол судьбы...