Проекты для экологии
Почти 3 столетия вопросы переработки полиметаллической руды и производства цветных металлов остаются актуальными для Восточного Казахстана. Часть месторождений уже вычерпана и законсервирована, часть – на излете. Есть разведанные новые залежи и так называемые техногенные месторождения, однако содержание металлов в них на порядок ниже.
Как раз такими исследованиями в области технологий, подходящих для низкокачественного сырья, занимается доктор PhD, декан Школы металлургии и обогащения полезных ископаемых Жанар Оналбаева.
– К любому проекту мы подходим с точки зрения экологии, – пояснила Жанар. – Смотрим, отвечает ли он требованиям энерго-сбережения, ресурсосбережения и так далее. Наша задача – найти решение, наиболее эффективное экономически и экологически. Например, для гидрометаллургии цинка, основанной на получении растворов, мы предложили технологию очистки от примеси железа с помощью мембранного электролизера. Она получила патенты в Казахстане и Евросоюзе. Если провести еще дополнительную очистку от других примесей, можно производить цинк стандартным методом электролиза. В пирометаллургии, где идут высокотемпературные процессы, мы занимались проектом по экономии кокса и сокращению выбросов углекислого газа.
Отдельные исследования, по словам Жанар, связаны с редкими металлами, в первую очередь с литием. Данный элемент остро востребован при производстве аккумуляторов, в электронике, атомной энергетике, в космической отрасли. На Западе одно из активно развивающихся направлений – вторичная переработка. Из металлолома вытаскивают всё ценное, в том числе редкие и цветные металлы. И пускают вновь в дело. Восточноказахстанские ученые тоже сделали первый шаг – разработали метод получения меди из электронного лома. Следующим проектом может стать технология получения из лома лития.
– Тема на самом деле сверхактуальная, потому что нужно думать над переработкой батареек от старых гаджетов, – пояснила исследователь. – И тема очень непростая, потому что устройства нужно разобрать, провести подготовительную работу, вытащить металл.
В пример ученая привела страны Запада, где практически все месторождения законсервированы, а металлургия развивается как вторичная. В Германии автомобили с истекшим сроком эксплуатации сразу отправляются на утилизацию и вторичное получение металла. В Казахстане с его богатыми недрами в ходу пока традиционные технологии. Тем не менее, как заметила Жанар, рано или поздно стране придется переходить на передовой опыт. И лучше к этому подготовиться заранее.
Невозможное возможно
Легко ли женщине в мужской, казалось бы, отрасли металлургии и горного дела? По словам исследователя, в науке нет места гендерным различиям. В чем-то девушкам даже проще – они более аккуратные, кропотливые и усидчивые. Ведь в начале любой технологии лежат лабораторные испытания. Часто правильное решение нащупывается путем проб и ошибок. Приходится перебрать океан образцов, использовать море реагентов, провести не одну бессонную ночь над научными публикациями.
– Пока учишься в университете, думаешь, что всё знаешь, всё понимаешь, – с улыбкой заключила молодая ученая. – Но стоит столкнуться с реальной научной задачей, становится ясно, что тебе еще учиться и учиться. Знать всё невозможно. Коснулось дело моделирования процессов – приходится уходить в информационные технологии, в программирование. Появился проект переработки отходов металлургических производств – погружаешься в эту тему. Вот так раз за разом расширяешь круг знаний. Мои сегодняшние наработки – это крохотный кусочек айсберга того, что еще необходимо изучать и исследовать.
УСТЬ-КАМЕНОГОРСК