Женское дело

Сегодня мы предлагаем подискутировать на эту тему. Напоминаем, мы ждем ваших комментариев здесь же на нашем сайте.

Мировые исследования показывают, что женский бизнес весьма активно развивается во всех странах. И якобы к 2015 году слабому полу будет принадлежать 70 процентов всего мирового предпринимательства. А значит, главными “добытчиками” станут женщины.

Казахстан от мировых тенденций тоже не отстает, у нас в стране активно пропагандируется вовлечение женщин в предпринимательство, открываются курсы, программы. Так, например, в фонде “Даму” даже существовала специализированная кредитная линия для бизнесвумен – им предлагали кредиты по более низким процентам.

По официальным данным, женщины у нас в основном заняты в малом предпринимательстве. Такая статистика складывается за счет сферы торговли, которая, как известно, лидирует в Казахстане по числу занятых, а там в основном женский коллектив.

Но эксперты говорят, что дамы активно завоевывают и другие области предпринимательства, причем осваивают не только традиционную сферу услуг, но и производства открывают.

Впрочем, существуют и подводные камни женского предпринимательства.

Самый непростой вопрос: возможно ли быть успешной бизнесвумен, заботливой мамой и женой одновременно? К сожалению, практика показывает, что женщины, серьезно занимающиеся бизнесом, либо в разводе, либо в поисках “своего принца”. Недавно в Казахстане стартовал проект “Бизнес-мама”, и активисты этого движения ратуют за гармоничное сочетание в женщине деловых качеств и семейственности. Но, как выяснилось на пресс-конференции, успешные бизнес-мамы, к сожалению, тоже в разводе.

– Я занимаюсь организацией праздников, – поделилась опытом Юлия ГУБАНОВА. – Понятно, что мужчине не нравится, когда жена либо рано утром убегает, чтобы организовать детский праздник, либо приходит с корпоративного вечера уже в позднее время…

Другой нюанс – более успешная в делах женщина может задевать самолюбие сильной половины. Тоже проблема.

В общем, как ни крути, но далеко не все мужчины будут рады тому, что их жена стала успешной бизнесвумен. А что думаете вы по этому поводу?

Еще один вопрос на засыпку: для чего, собственно говоря, женщины идут в бизнес? И тут вариантов много.

Первый – это выживание. Не секрет, что у нас в стране огромное количество матерей, которые растят детей в одиночку, – либо вообще не были замужем, либо разведены и не получают алиментов. Устроиться на работу с хорошим окладом им часто трудно, особенно если образование не позволяет или опыта должного нет. Вот и приходится открывать свое дело.

Есть и другие варианты – бизнес как способ самореализации. Это в основном касается микропредпринимательства, когда женщина пытается заработать на своем хобби. Этакая прибавка к семейному бюджету.

Есть и третий вариант – дань моде. Иметь свое дело нынче престижно. Вот дамы и влезают в кредиты, пытаясь организовать какой-нибудь бизнес. Однако в реальности все часто оказывается не так красиво, как в мечтах, – предпринимательство требует знаний, опыта, пробивных способностей и много чего еще. Так что многие прогорают…

По словам исполнительного директора общественного фонда “Фонд женского лидерства” Марии ГУСЕЙНОВОЙ, у женского бизнеса существуют свои особенности:

– Некоторые сферы более близки женщинам, и они успешнее в них, чем мужчины. Это бизнес, который касается красоты, детей, различных услуг. Кроме того, в отличие от мужчин у женщин в бизнесе корпоративный дух, а не соперничество, они быстрее создают команду.

Но если дама вступает на территорию “мужского бизнеса”, то здесь ее могут ждать самые разные сюрпризы.

– Мужчины постоянно устраивают “войнушки”, и в бизнесе тоже. Я стараюсь вести свое дело женскими методами, – говорит Юлия Губанова. – Когда возникают сложности, могу просто улыбнуться. В этом, наверное, наше женское преимущество. Но есть и обратная сторона медали – нас, женщин, мужчины порой не воспринимают всерьез, и, чтобы построить деловые партнерские отношения, нужно доказать, что ты действительно чего-то стоишь.

На сегодняшний день доля женщин – руководителей проектов по программе “Дорожная карта бизнеса-2020” составила 22 процента на 2700 проектов, сообщила председатель фонда развития предпринимательства “Даму” Ляззат ИБРАГИМОВА.

Для сравнения: доля женщин – руководителей проектов программы “Дорожная карта бизнеса-2020” на начало 2010 года составляла всего 10 процентов. Среди приоритетных задач фонда “Даму” – увеличение количества женщин-предпринимателей до 40 процентов.

Из 33 тысяч человек, прошедших за последние три года обучение по программе “Бизнес-советник”, почти 60 процентов – сельчанки.

Исполнительный директор форума предпринимателей Казахстана Мунавара ПАЛТАШЕВА:

– Наши женщины очень предприимчивы, из них получаются хорошие бизнесвумен. Но есть минусы, а точнее, “жертвы”, которых требует свое дело. Надо изначально понимать, что бизнес съедает много времени. Особенно, если это малый бизнес, в котором заняты всего 2–3 человека, если идет период становления, и ты постоянно должна заниматься делами, то на своих детей времени не остается – это морально тяжело.

Что касается личной жизни, семьи, то благо, если муж понимает и поддерживает. Если же этого нет, то женщина либо оставляет свое дело, либо продолжает, но тогда каждый идет своей дорогой. Поверьте, женщины быстрее находят себя в жизни, однако немногие мужчины готовы это признать.

Но, несмотря на все сложности, я за то, чтобы женщины шли в бизнес. Это дает им столько возможностей!