Сегодня мы предлагаем подискутировать на эту тему. Напоминаем, мы ждем ваших комментариев здесь же на нашем сайте.
Мировые исследования показывают, что женский бизнес весьма активно развивается во всех странах. И якобы к 2015 году слабому полу будет принадлежать 70 процентов всего мирового предпринимательства. А значит, главными “добытчиками” станут женщины.
Казахстан от мировых тенденций тоже не отстает, у нас в стране активно пропагандируется вовлечение женщин в предпринимательство, открываются курсы, программы. Так, например, в фонде “Даму” даже существовала специализированная кредитная линия для бизнесвумен – им предлагали кредиты по более низким процентам.
По официальным данным, женщины у нас в основном заняты в малом предпринимательстве. Такая статистика складывается за счет сферы торговли, которая, как известно, лидирует в Казахстане по числу занятых, а там в основном женский коллектив.
Но эксперты говорят, что дамы активно завоевывают и другие области предпринимательства, причем осваивают не только традиционную сферу услуг, но и производства открывают.
Впрочем, существуют и подводные камни женского предпринимательства.
Самый непростой вопрос: возможно ли быть успешной бизнесвумен, заботливой мамой и женой одновременно? К сожалению, практика показывает, что женщины, серьезно занимающиеся бизнесом, либо в разводе, либо в поисках “своего принца”. Недавно в Казахстане стартовал проект “Бизнес-мама”, и активисты этого движения ратуют за гармоничное сочетание в женщине деловых качеств и семейственности. Но, как выяснилось на пресс-конференции, успешные бизнес-мамы, к сожалению, тоже в разводе.
– Я занимаюсь организацией праздников, – поделилась опытом Юлия ГУБАНОВА. – Понятно, что мужчине не нравится, когда жена либо рано утром убегает, чтобы организовать детский праздник, либо приходит с корпоративного вечера уже в позднее время…
Другой нюанс – более успешная в делах женщина может задевать самолюбие сильной половины. Тоже проблема.
В общем, как ни крути, но далеко не все мужчины будут рады тому, что их жена стала успешной бизнесвумен. А что думаете вы по этому поводу?
Еще один вопрос на засыпку: для чего, собственно говоря, женщины идут в бизнес? И тут вариантов много.
Первый – это выживание. Не секрет, что у нас в стране огромное количество матерей, которые растят детей в одиночку, – либо вообще не были замужем, либо разведены и не получают алиментов. Устроиться на работу с хорошим окладом им часто трудно, особенно если образование не позволяет или опыта должного нет. Вот и приходится открывать свое дело.
Есть и другие варианты – бизнес как способ самореализации. Это в основном касается микропредпринимательства, когда женщина пытается заработать на своем хобби. Этакая прибавка к семейному бюджету.
Есть и третий вариант – дань моде. Иметь свое дело нынче престижно. Вот дамы и влезают в кредиты, пытаясь организовать какой-нибудь бизнес. Однако в реальности все часто оказывается не так красиво, как в мечтах, – предпринимательство требует знаний, опыта, пробивных способностей и много чего еще. Так что многие прогорают…
По словам исполнительного директора общественного фонда “Фонд женского лидерства” Марии ГУСЕЙНОВОЙ, у женского бизнеса существуют свои особенности:
– Некоторые сферы более близки женщинам, и они успешнее в них, чем мужчины. Это бизнес, который касается красоты, детей, различных услуг. Кроме того, в отличие от мужчин у женщин в бизнесе корпоративный дух, а не соперничество, они быстрее создают команду.
Но если дама вступает на территорию “мужского бизнеса”, то здесь ее могут ждать самые разные сюрпризы.
– Мужчины постоянно устраивают “войнушки”, и в бизнесе тоже. Я стараюсь вести свое дело женскими методами, – говорит Юлия Губанова. – Когда возникают сложности, могу просто улыбнуться. В этом, наверное, наше женское преимущество. Но есть и обратная сторона медали – нас, женщин, мужчины порой не воспринимают всерьез, и, чтобы построить деловые партнерские отношения, нужно доказать, что ты действительно чего-то стоишь.
На сегодняшний день доля женщин – руководителей проектов по программе “Дорожная карта бизнеса-2020” составила 22 процента на 2700 проектов, сообщила председатель фонда развития предпринимательства “Даму” Ляззат ИБРАГИМОВА.
Для сравнения: доля женщин – руководителей проектов программы “Дорожная карта бизнеса-2020” на начало 2010 года составляла всего 10 процентов. Среди приоритетных задач фонда “Даму” – увеличение количества женщин-предпринимателей до 40 процентов.
Из 33 тысяч человек, прошедших за последние три года обучение по программе “Бизнес-советник”, почти 60 процентов – сельчанки.
Исполнительный директор форума предпринимателей Казахстана Мунавара ПАЛТАШЕВА:
– Наши женщины очень предприимчивы, из них получаются хорошие бизнесвумен. Но есть минусы, а точнее, “жертвы”, которых требует свое дело. Надо изначально понимать, что бизнес съедает много времени. Особенно, если это малый бизнес, в котором заняты всего 2–3 человека, если идет период становления, и ты постоянно должна заниматься делами, то на своих детей времени не остается – это морально тяжело.
Что касается личной жизни, семьи, то благо, если муж понимает и поддерживает. Если же этого нет, то женщина либо оставляет свое дело, либо продолжает, но тогда каждый идет своей дорогой. Поверьте, женщины быстрее находят себя в жизни, однако немногие мужчины готовы это признать.
Но, несмотря на все сложности, я за то, чтобы женщины шли в бизнес. Это дает им столько возможностей!