Женский взгляд на гарем, или Шведская семья по-казахски

Очень обременительные обязательства?

Но сначала о том, что думают о многоженстве мужчины. Для них, как выяснилось, это не только возможность расширить возможности отца большого семейства, но и подразнить своих вторых половинок. Стихийный опрос среди знакомых мужчин выявил неожиданный взгляд на легальное многоженство: оно им на фиг не нужно. По крайней мере, торопиться в загс никто не будет:

– Если предположить, что у меня есть семья и появилась любовница, которая требует хоть какого-то узаконения наших отношений, то мне такой расклад ни к чему, – рассуждает знакомый по имени Сержан. – Во-первых, потому, что меня наши отношения и так устраивают (со штампом или без), а во-вторых, беря на себя ответственность еще за одну семью, я понесу дополнительные финансовые расходы, причем на равных с моей первой семьей. Как человек традиционного склада характера, считаю, что мне было бы трудно жить на два дома, на две семьи, фактически на два образа жизни. Поэтому я бы предпочел одну семью и любовницу. А если она вдруг надоест, хлопот с разводом не оберешься!

45-летний Толеген признал, что в современных условиях любой молодой мужчина может “сайгачить” от одной девушки к другой довольно долгое время и не иметь никаких моральных и уж тем более материальных обязательств:

– Более того, сами девушки сегодня не расположены завязывать длительные и прочные отношения с одним мужчиной. В этом плане у нас полное равноправие. Добавьте сюда отсутствие возможности купить или получить жилье от государства, каких-либо социальных гарантий для защиты семьи (трудности устройства ребенка в детсад, низкий размер пособий на детей), большой процент безработицы среди молодежи, отсутствие перспектив подняться вверх по социальной лестнице – и вы получите полностью деморализованного в плане создания семьи молодого мужчину. О каком официальном многоженстве здесь может идти речь?

Четыре причины в пользу легализации многоженства

А вот третий наш собеседник, Арман, неожиданно высказался за легализацию многоженства. При этом привел в качестве аргументов теоретическую базу:

– Первая причина – гендерно-пассионарная, говоря проще, и мужчины, и женщины должны в идеале состояться как отцы и матери. Но бывает так, что у мужчины первая жена, родив одного-двоих детей, больше не может или не хочет, а ему хочется еще, но бросать семью и детей он вряд ли решится. А вот законный второй брак позволит ему и брак сохранить, и возможности отцовства расширить. Что касается женщин, то им просто может не хватить мужчин – перевес увеличивается к старости, когда пожилой женщине некому даже стакан воды подать. Вот она и стремится родить ребенка хотя бы от любимого, но занятого мужчины. Но ребенок ведь растет обделенным лаской и вниманием. А узаконение многоженства – плюс для детей и второй жены. Ведь если мужчина состоятелен, он обязан содержать семьи одинаково.

Вторая причина – историческая: у нас, казахов, в памяти все еще рассказы бабушек и дедушек о традиции амангерства, о богатых корнях, когда у деда или прадеда могло быть две, а то и четыре жены.

Третья причина – коррупционная. Согласно исследованиям, там, где есть коррупция, всегда найдется место нелегальным отношениям. Другими словами, чтобы содержать любовницу, мужчина будет брать взятки. А раз берет, значит, пусть и платит.

Четвертая причина – этическая. Если у мужчины есть понятие чести и совести, он будет стремиться узаконить отношения. Но с точки зрения закона мужчина и женщина уравнены в правах, а значит, если будет легализовано многоженство, должно быть узаконено и многомужество. В этом смысле была права известный экс-депутат нашего Парламента. И хотя я с трудом могу представить женщину, живущую с тремя мужьями, фактически это должно быть так.

“Морально-этические отговорки”

Если мужчины охотно делятся своим мнением насчет многоженства, то что касается женщин, все их аргументы против не идут дальше каких-то там “морально-этических отговорок”. Одни, например, считают, что при узаконении многоженства правом иметь по нескольку жен обзаведутся не только состоятельные и, скажем так, честные мужчины, но и те, кто и дальше под этим благовидным предлогом будет просто иметь возможность менять жен как перчатки, не особо при этом заботясь о материальном достатке семьи и многочисленной орды детей. Ведь закон для всех один? Кто ж станет прописывать в нем: мол, этому можно, а этому нельзя? Не будешь же там прописывать заработную плату будущих многоженцев и ту ренту, которую они обязаны будут платить семье? Ведь в стране, где определенная часть населения вообще не имеет по документам никаких доходов, а другая, наоборот, очень богата за счет недекларируемых источников, сложно доказать, что у человека что-то есть за душой. Так что, по мнению большинства, пусть все остается так, как есть, и держится на честном слове. На честном мужском слове.

Реальный выход сохранить этнос?

Но на днях редакционная почта преподнесла сюрприз: мнением по поводу многоженства поделилась женщина. Гульшара АМАНЖОЛОВА живет и работает в Астане. Ей за 50, она юрист со стажем. Одна воспитала сына. Прочитав на сайте “КАРАВАНА” статью “Токал в ребро”, написала большое письмо с доводами в пользу многоженства:

– Считаю, что мы, казахи, уже находимся в состоянии демографической катастрофы, которую не осознаем в ежедневной суете и погоне за хлебом насущным. Количественное равенство мужчин и женщин – не самый положительный показатель в вопросе демографии. Мы же не знаем пропорциональное соотношение женщин и мужчин в возрастном разрезе с реальной способностью к деторождению – это во-первых. Во-вторых, по официальным данным, 16 процентов браков в Казахстане бесплодны. В-третьих, 350 тысяч женщин в возрасте от 25 до 50 лет не состоят в браке, и большинство из них, следуя менталитету, не позволят себе никогда родить вне брака. Никакого унижения в том, чтобы женщина, будучи второй или третьей женой, спокойно и достойно растила своих детей от законного мужа, нормальный, здравомыслящий человек не увидит. Самое обидное, что мы погрязли в вопросах псевдоравенства и обрекаем уже родившихся детей на сиротство. Именно сиротство, потому что отсутствие любого из родителей – это сиротство для ребенка. До революции казахи жили в многоженстве, и, возможно, благодаря этому удалось сохранить свой неповторимый этнос. Сейчас вопрос упирается только в мелкое самолюбие наших эмансипированных женщин, но надо же думать о будущем народа, о том, что от него останется после нас и пары поколений.

– Ситуация с демографией в Казахстане, как утверждают некоторые источники, такова, что на одного физически полноценного половозрелого – не алкоголика, не наркомана – мужчину приходится 7–8 женщин, – продолжает Гульшара Аманжолова. – Да, все мы хотим быть у своего мужчины единственной любимой, а где гарантия, что никто из нас не окажется в числе 6–7 несчастливых по статистике? Готовы ли мы признать право наших дочерей, сестер на безысходное одиночество в противоборстве с многоженством, которое способно положить конец мытарствам многочисленных женщин и несчастных детей? Я за то, чтобы дети носили имена собственных отцов, независимо от того, находятся ли их родители в зарегистрированном браке, даже если для этого общество будет вынуждено узаконить многоженство. И в нем многие уже живут, но стыдливо умалчивают об этом, так как законом это положение не принято.

Я не собираюсь призывать всех без исключения представителей мужского пола к многобрачию. Но, если возникла ситуация, когда у женатого мужчины вторая женщина уже беременна, может, все же нужно взять на себя мужество принять ответственность за собственное поведение и его возможные последствия?! Может, жене нужно тоже набраться моральных сил признать состоявшийся факт, не лишать себя мужа, а детей – отца и признать за ребенком, еще не появившимся на свет, право на отца, на тепло и свет.

Мнение мужчины

Сами девушки сегодня не расположены завязывать длительные и прочные отношения с одним мужчиной. В этом плане у нас полное равноправие

Мнение женщины

До революции казахи жили в многоженстве, и, возможно, благодаря этому удалось сохранить свой неповторимый этнос

Факты в тему

Детей от токал записывали на первую жену

В 1920-х годах в Турции, после прихода к власти Кемаля Ататюрка, многоженство было запрещено. Но фактически оно сохранилось.

Для решения вопроса наследования имущества дети от второй и последующих жен регистрировались как дети единственной законной жены. Впоследствии в Турции приняли закон, согласно которому дети, рожденные вне брака, признавались законнорожденными.

Сможет содержать? Пожалуйста

В Корее начиная с раннего средневековья многоженство было нормой.

В начале XX века многоженство не было разрешено. В то же время мужчина мог иметь столько наложниц, сколько он в состоянии был содержать.

В Северной Корее многоженство запретили в 1946 году законом о равноправии полов. В Южной Корее оно также запрещено.

Если б я был султан...

В современном мире многие культуры и религии допускают или даже поощряют многоженство. Некоторые народы Африки и после принятия христианства не отказываются от него.

Более того, это касается даже глав государств. Так, у президента ЮАР Джейкоба Зумы 5 жен. В качестве подобных примеров также можно привести монархов аравийских стран, Брунея, Лесото и Свазиленда. У нынешнего короля Свазиленда Мсвати III – 13 жен, а его предшественник Собхуза II и вовсе имел 70 жен. А у четвертого короля Бутана Джигме Сингье Вангчука, правившего с 1972 по 2006 год, было четыре жены, являвшихся родными сестрами.

Притча о чашках и чайнике

Женщина спросила Конфуция:

– Почему, когда у мужчины много женщин, это норма, а когда у женщины много мужчин – это плохо?

– Завари чай в 6 чайниках и поставь 6 кружек, – сказал он. – Теперь разлей из одного чайника чай по всем кружкам. Как, хорошо?

– Да, – ответила она.

– А теперь из всех чайников налей чай в одну кружку. Как, хорошо?

– Неудобно, – сказала женщина. – Рук не хватает.

Так и получается, что самой природой мужчина может позволить себе несколько жен, а женщине  иметь нескольких мужей –  несподручно.