Для тех, кто не был в Петропавловске, – небольшая экскурсия. Въезжающего в город еще совсем недавно встречали частные дряхлые домишки и дышащие на ладан бараки. О том, что на месте этих ветхих избушек появится новый микрорайон “Жас оркен”, разговор шел давно. А когда в городе решили провести 15-й форум приграничного сотрудничества Казахстана и России, началась массовая эпопея с выкупом ветхого жилья и земли под нужды государства.
И тут же чиновники, занимавшиеся этими делами, отличились невиданным размахом афер и нечеловеческой работоспособностью.
– Используя свои служебные полномочия, они незаконно оформляли на доверенных лиц частные дома и земельные участки для получения благоустроенных квартир или денежной компенсации,– рассказал руководитель управления департамента Национального бюро по противодействию коррупции Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции по СКО Асылбек ИДРИСОВ.
Как установил Петропавловский городской суд, Балдырган Омирсеитова работала заведующей сектора правовой работы и государственных закупок государственного учреждения “Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Петропавловска”, исполняла обязанности руководителя этого учреждения, ее подруга – Жанар Есетова, занимавшая должность инспектора сектора правовой работы и государственных закупок, в этом же отделе ЖКХ, а также супруг Омирсеитовой Коблан Омирсеитов и сожитель Есетовой Медет Сагди орудовали по четкой мошеннической схеме.
Описание всех эпизодов, числящихся в шлейфе афер этой компании, в судебном приговоре заняло порядка 50 листов убористого печатного текста.
Вас здесь не стояло
Первая в списке мошенничеств – история с бабушкой Г., которая имела ветхий домишко, где после пожара жить было невозможно, и клочок земли, которые нужны были государству для новостроек.
В 2013 году Омирсеитовой по долгу службы стало известно, что недвижимость бабули включена в постановление акимата “Об изъятии земельного участка или иного недвижимого имущества для государственных нужд”.
Как прозвучало в суде, юрист Омирсеитова прекрасно знала Закон “О жилищных отношениях”, который гласит, что при сносе жилого дома в связи с принудительным отчуждением земельных участков для государственных нужд собственнику до сноса его жилища по его выбору предоставляется в собственность благоустроенное жилище или выплачивается компенсация в размере рыночной стоимости жилища.
Суд отметил, что, воспользовавшись сложившейся ситуацией, Омирсеитова вошла в доверие к бабуле и убедила ее в том, что земельный участок, на котором расположена ее недвижимость, выкупаться не будет и старушка останется ни с чем. Изъятие земель для госнужд это узаконенное вмешательство в частную собственность - юрист
Чиновница убедила пожилую женщину обменять дом и землю на квартиру, принадлежащую… ее собственному мужу Коблану Омирсеитову.
В итоге был составлен формальный договор купли-продажи квартиры Омирсеитова. Якобы бабуля купила у него квартиру за 9 800 000 тенге.
Дальше взялись за ее имущество. Опять был составлен формальный договор купли-продажи. По нему некий знакомый Омирсеитовой, гражданин Н., купил у старушки ее недвижимость за 9 900 000 тенге. Позже Н. отказался быть формальным владельцем имущества, и Омирсеитова переоформила недвижимость на родную мать.
Затем чиновница Омирсеитова подписала нужные документы, по которым маме в связи с изъятием недвижимости для госнужд была предоставлена квартира в новостройке. Позже эту квартиру чиновница продала ничего не подозревающему новоселу за 8 000 000 тенге.
А обманутая бабушка, поверившая доброй женщине из акимата, рассказала в суде, как ей помогли стать бездомной.
По словам старушки, однажды Омирсеитова позвонила ей и сказала, что нужно прийти получить ключи от квартиры. Под торжественные речи счастливые новоселы получали ключи от своих новеньких квартир. Но это был чужой праздник.
Ключи старушке-погорелице вручили. Позволили даже зайти в квартиру. На этом всё.
– Затем я отдала ключи от квартиры супругу Омирсеитовой. После вручения ключей поняла, что они обманули меня, получив вместо моего барака квартиру в новом доме, – с болью говорила в суде жертва мошенников.
А Омирсеитова по этому поводу так и сказала в суде:
– Она сама обращалась в разные инстанции за помощью о предоставлении ей жилья, но никто не смог оказать помощь, а мой супруг помог ей…
Ваша хата с краю
Зимой 2014 года с квартирой в бараке, неподалеку идущем под снос, провернули аналогичную схему. Но был нюанс.
Закон предписывает: каждому из владельцев долей жилища либо земельного участка, подлежащего сносу, выдача отдельного жилища не предусмотрена. Не тут-то было.
Согласно материалам дела, вступив в предварительный сговор, Омирсеитова и Есетова создали преступный план для того, чтобы разделить одно имущество, идущее под изъятие для госнужд, на двух фиктивных владельцев. Всё для того, чтобы получить отдельное жилье и еще больше денег от государства.
Для начала мать Омирсеитовой по просьбе дочери купила квартиру в бараке. Потом долю этого имущества у нее формально купила некая С. – знакомая Омирсеитовой.
Дальше Омирсеитова, используя свое служебное положение, путем обмана подписала у начальника отдела ЖКХ необходимые документы, позволяющие дольщикам получить от государства по отдельной двухкомнатной квартире площадью по 80 квадратов.
Рука руку моет
А потом, с июня по ноябрь 2015 года, Омирсеитова исполняла обязанности руководителя своего учреждения и имела право первой подписи. Она договорилась с инспектором сектора правовой работы и государственных закупок Есетовой и ее сожителем Сагди о совместной и явно нечестной работе. Так появилась вторая сладкая парочка.
По аналогичной схеме они умудрились скупать недвижимость, на которую акимат Петропавловска уже наложил ограничение в виде юридического притязания.
Такая мера закрепила за государством преимущество в выкупе имущества под снос.
Как было сказано в суде, для устранения данного препятствия Омирсеитова подписала и заверила печатью учреждения справку-разрешение для нотариуса, который мог оформить сделку.
Очередной престарелой и доверчивой владелице имущества Омирсеитова с Есетовой поведали, что акиматом города земельные участки выкупаться не будут, квартиры взамен тоже, потому что у акимата на это денег нет.
Бабушка поверила людям из акимата и последовала их совету продать свое имущество. Покупатель – Сагди – был тут как тут.
Купленное имущество формально разделили на две доли, и опять добычей парочек стали две отличные квартиры.
Судите да не судимы будете
Судом было направлено частное постановление прокурору Петропавловска для рассмотрения и принятия мер о привлечении свидетелей по этому делу к уголовной ответственности за дачу ложных показаний.
Эти свидетели легко разоблачали подсудимых во время досудебного следствия, а в суде заявили, мол, разоблачали под принуждением.
Но суд признал законными их первоначальные показания.
А вот позиция главного потерпевшего – акимата Петропавловска, который должен рваться в бой за каждый казенный тенге, непонятна. Процесс начался по нетрадиционному сценарию. С частного постановления суда в адрес акимата (!).
Главный специалист юридического отдела аппарата акима города Петропавловска Закенова Л. К. на вопросы государственного обвинителя и суда фактически сообщила о своей неготовности к судебному процессу.
В результате допрос потерпевшего был сорван.
Суд постановил довести о срыве разбирательства до сведения акима города Петропавловска Марата Тасмаганбетова для надлежащей организации участия представителя потерпевшего – акимата.
Суду пришлось силой частного постановления “пробуждать” в потерпевшем желание защитить свои права.
Не виноватые мы, они сами…
Сами подсудимые вели себя на процессе уверенно и лихо отметали все обвинения. Омирсеитова так и сказала, мол, ничего противозаконного не делала:
– Собственники жилищ, подлежащих сносу, добровольно заключали сделки по отчуждению своего права собственности, без принуждений. Эти сделки могли производиться и без согласия отдела ЖКХ.
Ее супруг, отрицая всякую свою вину, говорил, что интересовался, кто из жителей хочет продать дом. Но ничего противозаконного в этом не видит.
Подсудимый Сагди тоже вину не признавал. По его версии, он в 2014 году в связи с переездом родителей из деревни в город начал искать для покупки дом. Нашел, купил и ничего не нарушил.
Акимат всегда прав
Практика работы жилищной комиссии акимата вызвала особый интерес суда.
Главный вопрос, которым в зале заседания невольно задавались многие: как акимат допустил такой многолетний преступный бардак в своем отделе ЖКХ? И разве не акимат виноват в том, что творили в его отделе ЖКХ?
– Сторонами договоров о выкупе земельных участков являются отдел ЖКХ (руководитель) и собственник земельного участка. Юридический отдел аппарата акима города данные договоры не согласовывает и, следовательно, не несет за них ответственности. Далее, на основании договора выносится постановление акимата города “О предоставлении благоустроенного жилья”.
В рамках регламента акимата города Петропавловска постановление проверяется юридическим отделом на соответствие нормам действующего законодательства, которые указаны разработчиком в преамбуле проекта.
Обязательно проверяется на наличие действий по примирительным процедурам и наличие согласованного и подписанного договора. Ответственность за содержание и законность заключенных договоров лежит на сторонах. Кроме того, согласно п. 23 регламента акимата города, утвержденного постановлением акимата города от 6 сентября 2012 года № 1841, персональную ответственность за своевременную, качественную разработку пакета документов о предоставлении в собственность жилищ взамен изъятых земельных участков несет первый руководитель органа, осуществляющего его разработку, – заявила в суде представитель потерпевшего акимата Елена ЕФРЕМОВА. Макрокабала: у оралманов массово отбирают квартиры за взятые микрокредиты
Сидеть и платить. Всем
Приговором Петропавловского городского суда подсудимые были признаны в совершении мошенничества группой лиц по предварительному сговору, неоднократно и в особо крупном размере.
Медет Сагди и Жанар Есетова каждый приговорены к 6 годам 8 месяцам лишения свободы.
Коблану Омирсеитову предстоит провести за решеткой 6 с половиной лет.
Балдырган Омирсеитова осуждена на 8 лет колонии.
Суд удовлетворил исковые требования акимата Петропавловска в сумме 213 774 146 тенге. Эта сумма подлежит взысканию с осужденных в солидарном порядке.
И еще одна деталь. Судя по материалам дела, осужденные оформляли дома и землю на сторонних лиц. Значились среди них и родители, и знакомые. При этом в тексте приговора оговаривается, что эти люди не были посвящены в преступные планы осужденных.
Приговор в законную силу еще не вступил. Защита осужденных еще будет его оспаривать.
ПЕТРОПАВЛОВСК