Соответствующие поправки, одобренные Парламентом и подписанные Президентом РК, уже внесены в Закон РК «О телерадиовещании». Таким образом, Казахстан запретит абсолютно всем иностранным телевизионным каналам транслировать рекламу на своей территории.
Ожидания от вступления поправок в законную силу – самые оптимистичные. Руководители центральных телеканалов РК уже дали положительную оценку изменениям. С ними согласен и владелец диджитал-агентств OneTwoThree и Dbar Agency, генеральный директор Евразийского Медиа Форума Руслан Жемков. В интервью корреспонденту медиа-портала Caravan.kz Жемков рассказал, каким видит влияние изменений в законодательстве на сферу интернет-маркетинга.
- Руслан Сергеевич, как, на ваш взгляд, будет функционировать казахстанский телерынок с 2016 года?
- Сложный вопрос. Я, как представитель диджитал-рынка, владелец нескольких диджитал-агентств, смотрю на этот закон совсем с другой стороны. И мы нововведения, ограничивающие размещение рекламных материалов в эфире иностранных телеканалов, рассматриваем очень позитивно. На наш взгляд, это очень правильная мера, так как это дает возможность развиваться казахстанским телеканалам, и должно произойти перетекание бюджетов в их сторону. Я считаю, что для нас в целом это хорошо, потому что мы также предполагаем, что нас ждет перетекание бюджетов в сторону диджитал-каналов, а это очень важно для нас. Очень важно, чтобы рынок интернет-маркетинга рос, а для этого необходимо, чтобы был приток рекламодателей, приток денег, соответственно - появлялась какая-то конкуренция, более качественный контент на этих площадках и так далее.
- Насколько отсутствие нового закона ущемляло развитие диджитал-рынка?
- Не думаю, что отсутствие этого закона действительно ущемляло развитие диджитал-рынка, но с его появлением плюсы для развития этой индустрии очевидны. Этот закон косвенно влияет на нашу индустрию. Агентства, работающие в сфере интернет-маркетинга, сталкиваются с ситуацией, при которой рекламодатель зачастую очень сильно ограничен представлением о том, куда ему идти и что ему делать. И при планировании рекламного бюджета, как правило, львиная доля этого бюджета идет на телевидение. Интернет-маркетинг в совокупной доле бюджета составляет порядка 5-7 процентов. Соответственно, в связи с принятием нового закона мы считаем, прирост в сфере интернет-маркетинга ожидаем, так как рекламодатель становится несколько ограничен в плане выбора своих телеканалов, а также в плане получения охвата узко таргетированной целевой аудитории. Именно в интернет-маркетинге мы можем достать эту целевую аудиторию, найти нужный сегмент, поэтому в данном случае для нас это работает только в положительную сторону.
- Насколько же перемены выгодны потребителю?
- Это палка о двух концах. С одной стороны, мы понимаем, что конечный потребитель, если у него есть кабельное или спутниковое телевидение, будет счастлив, что теперь не будет рекламных блоков и он сможет полноценно смотреть свой эфир, и это хорошо. С другой стороны - плохо, потому что кабельное телевидение - собственно, все иностранные каналы, которые подпадают под действие этого закона - скорее всего перестанут измеряться. Это означает, что точной финальной картины на рынке не будет. Опять же, это больше относится к рекламному сообществу, чем не к конечному потребителю, но все же его ограничивает. Что касается потребителя, который будет смотреть местные телеканалы - у него появится больше возможностей выбора просмотров тех или иных рекламных роликов. Я думаю, что это скажется на качестве в первую очередь. Теперь конкуренция за потребителя сильно увеличится и, соответственно, рекламодатель вынужден будет производить не просто рекламный ролик, созданный для того, чтобы лишь бы быстрей его прокрутить. Он будет более продуманным, более красивым, более качественным.
- Способен ли закон о телерадиовещании отлучить российские и зарубежные СМИ от нашего рынка?
- Я так не думаю. У нас пространство, в котором много русскоговорящих людей, поэтому я не думаю, что иностранные телеканалы отрекутся от этой целевой аудитории – это все-таки 16 миллионов человек. И, я думаю, закон мало повлияет на них.