Трагедия произошла в воскресенье вечером. Скоростной поезд №2 сообщением Астана – Алматы на обычной – то есть высокой, около 200 км в час! – скорости проходил станцию Нура. Подросток, как говорят свидетели, пытался перебежать железнодорожное полотно. Он не мог не видеть приближающийся поезд, но, видимо, надеялся проскочить. Не успел.
Мальчик попал под поезд и от полученных травм скончался на месте.
Трагический инцидент ненадолго задержал состав. Через 12 минут движение возобновилось.
Личность погибшего мальчика установили не сразу. Оказалось, круглый сирота, живший у родственников в поселке Токаревка. Когда он пропал, его не сразу стали искать.
К слову, с начала года в Карагандинской области под колесами поездов погибло более 20 человек. Двое погибших остаются неопознанными по сей день. И – опять же с начала года – это уже вторая смерть под колесами “Тальго”. Два месяца назад подобная трагедия произошла на станции Осакаровка. Тогда погибла 16-летняя девушка.
Сами виноваты?
Несчастные случаи на железной дороге в Карагандинской области в последнее время случаются с печальным постоянством. В январе под колесами поезда сообщением Алматы – Петропавловск погиб 40-летний мужчина. В апреле на станции Породная в результате столкновения двух маневровых тепловозов погибли машинист и его помощник. В начале лета на станции в Шетском районе жертвой стала 10-летняя девочка.
Это самая малая часть трагедий, только те случаи, которые имели широкий резонанс. Всего же, по некоторым данным, на рельсах ежегодно гибнет более 50 казахстанцев. Как говорят, половина из них – самоубийцы. Даже если это так, то кто отвечает за смерть остальных?
Как правило, уголовные дела по таким фактам прекращаются из-за отсутствия состава преступления. У железнодорожников железное алиби: погибший сам виноват, так как переходил пути в неположенном месте, чем подверг себя и пассажиров поезда смертельной опасности.
А машинисты кто?
Однако в свете последних сообщений о состоянии дел в хозяйстве национального перевозчика эти заключения вызывают сомнения.
В начале года минтранском РК подверг жесткой критике работу национальной компании “Казахстан темир жолы”. Были обнародованы вопиющие факты: в 2006 году в стране произошло 70 случаев схода подвижного состава, зафиксировано 932 случая нарушения безопасности движения. Износ парка подвижного состава составляет от 60 до 80 процентов. 20 процентов эксплуатационной длины железнодорожного полотна нуждается в капитальном ремонте.
А вот еще данные проверок: 90 процентов ЧП допускается на железнодорожном транспорте по причине… низкой квалификации работников. Кадровый дефицит уже угрожает безопасности отрасли. На подготовку локомотивщика высокого класса требуются многие годы, средства, усилия. Тут потеря каждого специалиста ощутима. Но только за один год из локомотивного депо станции Астана по собственному желанию уволились 40 машинистов и 21 помощник. Все в возрасте 45 и более лет. Самый квалифицированный и опытный состав.
Причина – в нашем пенсионном законодательстве, отменившем для работников локомотивных бригад льготный выход на пенсию. Россия, Беларусь, Украина эти льготы сохранили. Туда и “утекают” наши квалифицированные железнодорожные кадры (следом за шахтерами).
Последствия этого оттока сегодня уже налицо. Прокуроры выявили чудовищный факт: в Актобе 45 помощников машинистов пассажирских поездов работали по поддельным документам! Документы об окончании специальных курсов они просто купили.
Сколько еще таких “машинистов” водят сегодня изношенные пассажирские поезда по аварийным рельсам?
Татьяна Тен, Караганда