Железная дорога, билет за 5 минут

Наверное, нет такого казахстанца, который хотя бы раз не воспользовался услугами железнодорожного транспорта! Ежегодно объемы пассажирских перевозок растут. Так, в 2014 году перевезено 20 миллионов 81 тысяча пассажиров, за 8 месяцев текущего года – 13 миллионов 519 тысяч. По традиции пик перевозок приходится на сезон отпусков, а также праздничные, выходные дни. Одним из проблемных вопросов последних лет была покупка билетов. В летнее время пассажирам приходилось буквально штурмовать кассы, а то и покупать билеты с наценкой у перекупщиков. В связи с чем немало нареканий поступало на сайт и электронную почту компании “Казахстан темир жолы”. И вот в ее работе появились новшества, которые сделали процесс покупки билетов абсолютно прозрачным и доступным каждому клиенту.

Очередь, давай до свидания!

У пассажира, желающего отправиться в путешествие железнодорожным транспортом, есть несколько вариантов покупки билетов. Например, по привычке отправиться в ближайшую кассу. Кассир выпишет билет, объяснит, что к чему. Причем внимательный клиент, наверное, уже обратил внимание, что монитор кассира направлен в сторону потенциального пассажира, чтобы тот видел наличие мест.

Другой вариант – самостоятельная покупка электронного билета не выходя из дома, на сайте КТЖ или ее партнеров. Он пользуется все большей популярностью, ведь в этом случае сведен к минимуму человеческий фактор. Не нужно тратить время и нервы в очередях, чтобы приобрести заветный билет. Пассажир может самостоятельно проверить наличие или отсутствие билетов на определенный маршрут. Кроме того, электронные билеты можно оформить от 45 суток до 1 часа до отправления поезда с начальной станции формирования или оборота поезда.

– Приобрести билеты можно и через терминалы “Казахстан темир жолы”, они имеются на вокзалах, терминалы QIWIKazakhstan или 24.kz, – рассказывает исполнительный директор по продажам АО “Пассажирские перевозки” Айгуль АБУТАЛИПОВА. – Всего по Казахстану установлено более 17 тысяч терминалов. Они имеются во всех торгово-развлекательных и бизнес-центрах, других общественных местах. За пять месяцев этого года услугами электронной покупки билетов воспользовались более 2 миллионов человек. 24 июня представители АО “Пассажирские перевозки” на вокзале Астаны встретили 10-миллионного пассажира, купившего железнодорожный билет электронным способом. Юбилейным пассажиром стала пенсионерка Куляш Кунанбаева, прибывшая в столицу из Усть-Каменогорска скоростным поездом Защита – Астана. Ей вручили ценный подарок – мобильный телефон iPhone 6. Она постоянно пользуется услугами электронной покупки билетов, в чем ей помогает дочь.

– Нужно ли платить комиссию при обслуживании в терминалах?

– В терминалах самообслуживания КТЖ комиссия за обслуживание не берется – она заложена в стоимость билета. Терминалы наших партнеров берут сервисный сбор за свои услуги.

Кстати, электронные билеты теперь доступны жителям не только городов, но и отдаленных регионов. В этом году АО “Пассажирские перевозки” и АО “Казпочта” запустили совместный пилотный проект по продаже электронных билетов через почтовые отделения города Актобе и во всех районах Актюбинской области. До конца года новая услуга будет внедрена в отделениях “Казпочты” по всему Казахстану. То есть сельским жителям больше не нужно ехать в крупные населенные пункты или на вокзал, чтобы купить билет.

Еще одна приятная новость: до конца 2015 года компания планирует организовать продажу электронных билетов через мобильные приложения, что сделает процесс покупки еще более приятным.

Пассажир на перроне не останется!

Преимуществ покупки билетов электронным способом очень много!

Через терминалы можно не только выбрать удобную дату отправления, но и проверить наличие мест в вагонах, выбрать тип вагона (купе, плацкартный, люкс), посмотреть ценовые варианты и тарифную сетку (взрослый, детский билеты).

Если вагон оборудован местами для лиц с ограниченными возможностями, эта информация также отобразится на экране терминала. В качестве идентификатора по услуге может выступать любой официальный документ: паспорт, удостоверение личности, водительское удостоверение, свидетельство о рождении. Вся информация о приобретенных билетах предоставляется по электронной почте (e-mail), которую нужно указывать в личных данных при покупке.

Приобрести билеты через терминалы могут не только казахстанцы, но и граждане других стран, включая СНГ. Также система позволяет оформить билеты на поезда международных, внутриреспубликанских сообщений КТЖ и транзитные поезда других железнодорожных компаний.

А если пассажир не имеет возможности распечатать свой е-билет?

– Технология электронного билета полностью внедрена на всех поездах, и уже нет необходимости его распечатывать, – продолжает Айгуль Абуталипова. – Если покупка совершена успешно, деньги сняты с карточки, остается назвать проводнику фамилию, показать удостоверение личности. Ваши данные он найдет в мобильном терминале и выдаст посадочный талон. Конечно, не стоит исключать проблемы со связью. Но всегда есть разные пути решения проблемы. В любом случае, пассажир на перроне не останется! До конца 2015 года мобильными терминалами будут оснащены все поезда КТЖ.

Кстати, всем выезжающим в командировки при составлении отчета достаточно предоставить распечатанный на бумаге электронный билет, а также посадочный талон, выданный проводником, и квитанцию об оплате. Пассажир может обратиться в АО “Пассажирские перевозки” для получения счета-фактуры вместо посадочного талона.

Как удешевить свой билет?

В непростой экономический период, когда многие перевозчики повысили цены на свои услуги, АО “Пассажирские перевозки” пошло навстречу своим клиентам и объявило о снижении стоимости проезда в международных поездах между Казахстаном и Россией, Казахстаном и Узбекистаном. Ранее, с 1 августа, введены скидки в размере 10 процентов на определенные поезда с дневным расписанием (в одном направлении). Кроме того, 5-процентные скидки на верхние места во всех пассажирских поездах “Тулпар-Тальго” (за исключением поезда № 25/26 Алматы – Шымкент). При этом данные скидки действуют в дополнение к установленным скидочным программам – динамическому тарифному управлению и дисконтным картам.

Мы поинтересовались: в зависимости от чего меняются тарифы?

– По маршрутам поездов “Тулпар-Тальго” существует гибкая система тарифов, – продолжает эксперт. – В будние дни действует базовый тариф. Дешевле приобретать билеты заблаговременно: скидка в 35 процентов предоставляется на все маршруты за 42 дня до покупки. Обладатели дисконтных карт – накопительной “Саяхат”, а также “Жастар” (для молодых людей в возрасте от 16 до 25 лет) и “Курмет” (для пожилых людей в возрасте 60 лет и старше), дающих скидку в 30 процентов, суммарная скидка может доходить до 65 процентов. В целом стоимость билета по одним и тем же направлениям зависит от загруженности поезда, оставшихся до отправления дней, праздничных дат и выходных.

Обладателями дисконтных карт “Жастар”, “Курмет”, “Саяхат” стали уже более 10 тысяч человек. Учитывая растущий спрос на данную услугу, скоро в продажу поступит дополнительный тираж карт. Все они бессрочные. Стоимость именной карты – 999 тенге.

Ну а если пассажир купил билет, но опоздал на поезд или по каким-то причинам его поездка неожиданно сорвалась?

Как нам рассказали специалисты компании, возврату подлежат абсолютно все билеты – бумажные, электронные. В данное время отрабатывается процедура возврата денег с сокращением сроков до стандартных 7–10 дней. При возврате неиспользованного электронного билета на банковскую карту перечисляется: не позднее чем за 24 часа до отправления поезда – стоимость проезда, состоящая из стоимости билета и стоимости плацкарты; менее чем за 24 часа, но не позднее, чем за 6 часов до отправления, – стоимость билета и 50 процентов стоимости плацкарты; менее чем за 6 часов до отправления поезда, но не позднее 3 часов после отправления со станции посадки пассажира – только стоимость билета (стоимость плацкарты не возвращается).

Для тех, кто еще планирует освоить процедуру покупки электронных билетов, на сайте КТЖ имеется подробная инструкция. А также ответы на самые часто задаваемые вопросы пассажиров. Приятного вам путешествия!

Алматы