Ждем 19 октября

Режиссер: Алекс Пройяс.

В ролях: Николас Кейдж, Роуз Бирн, Чэндлер Кэнтербери, Лара Робинсон, Ди Джи Мэлоуни, Даниэль Картер.

Чем больше человечество играет в игрушки под названием “ядерное оружие”, “вырубка лесов”, “загрязнение воды и атмосферы”, “локальные и не очень войны” и далее по списку, тем острее у киношников чувство надвигающегося апокалипсиса. В последнее время оно возникает все чаще: не успели мы выдохнуть после невнятного “Дня, когда Земля остановилась” (см. “Недоделанный апокалипсис” – №51 от 19 декабря 2008 года), как надвинулось “ЗнАмение” (именно так, с ударением на “а”), также не предвещающее ничего хорошего.

…50 лет назад на открытии одной из школ в штате Массачусетс в асфальт замуровали капсулу времени – модное в те годы развлечение позитивно настроенных граждан Земли. В капсулу поместили детские рисунки с видением светлого будущего. А одна девочка, обычно долго смотревшая на солнце и слышавшая в голове голоса, рисовать не захотела. Она настрочила на листе бумаги циферки, которые через

50 лет достались сыну профессора-астрофизика аж из самого Массачусетского технологического института. Мальчик, даром что сын ученого, сразу понял, что эти циферки – загадочный код, который его папа с вечно грустным лицом Николаса Кейджа разгадает поздней ночью за бутылочкой виски при взгляде на знаковое для всех американцев сочетание 09/11/01. Циферки окажутся датами, количеством жертв и координатами самых серьезных катастроф на планете за последние полвека. Три из них еще не случились, а последняя датирована 19 октября 2009 года.

Несмотря на то что сюжеты лент “День, когда Земля остановилась” и “Знамение” во многом перекликаются и выполнены в стиле “Люди, вы так плохо себя ведете, что вот прилетят злые (добрые) дяди и накажут вас”, фильм Алекса Пройяса более смотрибельный, чем его предшественник в прокате. Действие в нем быстрее, масштабные сцены выполнены качественнее и зрелищнее, пусть сценарий “Дня…” (правда, лишь до поразительного по своей несуразности финала) и более стройный и разумный, чем сценарий “Знамения”, где две половины фильма между собой не связаны вообще никак. И если в процессе просмотра за всеми мастерски снятыми – тут ничего не скажешь – сценами катастроф и нагнетаемым саспенсом этого не замечаешь, то с финальными титрами вопросов возникает множество. Самый простой из них: “За что?”. Если в “Дне…” называлась, по крайней мере, причина надвигающегося армагеддона, то здесь просто констатация факта, совершенно бессмысленная.

В который раз “отожгли” переводчики названия фильмов. Английское Knowing (осознание, понимание) они превратили в “Знамение”. Интересно, что собственно слово “знамение” по-английски это omen. “Омен” – была такая известная книжная и кинотетралогия. И если вы вдруг, глядя на героев-детей не от мира сего, пугающих личностей, издалека наблюдающих за происходящим, и другие признаки мистического триллера, подумаете о нечто, похожем на “Омен”, зря. Никакой мистики здесь нет. Все настолько небанально глупо, что аж противно.

Хотя именно как зрелище фильм, конечно, на пятерку. А вот во всем остальном очень слабо. Ни камешки, с которыми носились полфильма, ни даже эти шептания сверху, на чем построена завязка, в итоге ни к чему. Совершенно. Не играют ровным счетом никакой роли. Так что ожидания, что сейчас Кейдж примерит маску Бена Гейтса, своего же героя из “Сокровища нации”, и побежит предотвращать неминуемое, тоже напрасны. Кейдж останется в образе несчастного, много пьющего астрофизика, а его партнерша по фильму Роуз Бирн с завидным упорством будет играть такую клиническую дуру, что, когда предсказание ее мамаши 50-летней давности все же сбудется, на душе станет как-то легко и спокойно.

Оценка зрителей на сайте www.imdb.com (Internet Movie Database) – 7 из 10.

Оценка автора – 7 из 10.

Интересный факт

В самом начале фильма присутствует забавный киноляп. В классе массачусетской школы в 1959 году над доской висят флаги различных государств. В том числе и флаг… России.