На эти и другие вопросы “КАРАВАНУ” ответил председатель правления АО “НК “Kazakh Tourism” Талгат АМАНБАЕВ.
Семь мер поддержки
– С начала 2022 года реализуется большой пакет мер государственной поддержки в сфере туризма. Расскажите, пожалуйста, подробнее про данный механизм в действии? Начали ли турфирмы уже подавать заявки для участия в этой программе?
– Действительно, с 1 января 2022 года введены в действие 7 новых мер государственной поддержки для туристской отрасли. Следующие 2 меры реализует министерство культуры и спорта РК:
1. Субсидирование туроператоров в сфере въездного туризма за каждого иностранного туриста в размере 15 тыс. тенге. Субсидии выплачиваются за иностранного туриста, которому был реализован туристский продукт, включающий в себя: воздушную перевозку, проживание в местах размещения не менее 4 дней и 3 ночей, регистрацию через информационную систему “е-Qonaq”, посещение не менее 3 достопримечательностей.
2. Возмещение по приобретению оборудования и техники для горнолыжных курортов. 25 процентов от стоимости техники и оборудования для горнолыжных курортов возмещается субъектам предпринимательства на канатные дороги (травелаторы – ленточные подъемники), бугель (зацепной подъемник), канатно-кресельную дорогу, гондольную дорогу в виде кабинки, комби (комбинированная дорога – кабинка с креслом), беби-лифт (безопорный зацепной подъемник), снегогенераторы (мобильные снегогенераторы, перевозные), стационарные снегогенераторы, снеговые ружья и пушки, ратраки.
По указанным мерам МКС РК принимает заявки с документами от предпринимателей. После их проверки на соответствие всем требованиям специально созданной комиссией МКС РК перечисляет предпринимателю сумму поддержки.
Следующие 4 меры реализуют акиматы:
3. Возмещение затрат при строительстве и реконструкции объектов турдеятельности в размере 10 %. Возмещение выплачивается после ввода в эксплуатацию туробъекта (гостиница, база отдыха, санаторий и пр.).
4. Возмещение по приобретению туристских автобусов. 25 % от стоимости туравтобуса (вместимостью более 8 мест для сидения, исключая место водителя) возмещается туроператорам, турагентам, гидам.
5. Возмещение при строительстве объектов придорожного сервиса в размере 10 %. Мера распространяется на объекты придорожного сервиса: здания и сооружения (мотели, гостиницы, кемпинги, автозаправочные станции, пункты питания), расположенные на придорожной полосе и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования.
По указанным трем мерам акиматы принимают заявки с документами от предпринимателей. После проверки поступивших документов на соответствие всем требованиям специально созданной региональной комиссией акиматы перечисляют предпринимателю сумму возмещения.
6. Субсидирование субъектов предпринимательства на содержание санитарно-гигиенических узлов (далее – СГУ) в размере 83 300 тенге ежемесячно. СГУ должен представлять собой благоустроенное отдельно стоящее стационарное или передвижное сооружение для санитарных и гигиенических процедур (благоустроенный туалет с наличием отдельных кабин для инвалидов, мужчин и женщин, оборудованных унитазами, раковинами, системами вентиляции, теплоснабжения, освещения и средствами личной гигиены) на привлекательных для туристов территориях и путях следования к ним. После проверки поступивших документов на соответствие всем требованиям специально созданной комиссией акиматы формируют перечень СГУ, который согласовывается с МКС и утверждается постановлением акимата для выплаты субсидирования.
Следующую меру реализует АО “НК “Kazakh Tourism”:
7. Субсидирование стоимости билета, включенного в туристский продукт, при воздушной перевозке несовершеннолетних пассажиров. В рамках туристского продукта субсидируется 100 процентов стоимости детского авиаперелета (от 2 до 17 лет включительно) внутри страны. Субсидирование выплачивается туристским операторам, которые за свой счет выкупили детские авиабилеты и реализовали туристский продукт. Для получения бесплатного авиаперелета населению необходимо обратиться к туристским операторам для заключения и реализации туристского продукта.
На сегодняшний день туроператорами отработано более 100 заявок от туристов, желающих воспользоваться программой Kids Go Free, преимущественно на праздничные дни “Наурыз”.
Учитывая, что новые меры государственной поддержки были запущены с 1 января т. г., министерством совместно с акиматами и АО “НК “Kazakh Tourism” проводится широкомасштабная разъяснительная работа о доступности механизмов возмещений и субсидирований с целью большего охвата потенциальных заявителей.
– Какой вы ожидаете эффект от вышеуказанных мер? Почему казахстанцы не любят отдыхать на родине - эксперт
– Благодаря этим мерам планируется, в том числе, стимулировать население к предпринимательской и инвестиционной активности, облегчить капиталовложение, повысить качество туристских услуг, обновить парк туристского автотранспорта, повысить доступность семейного отдыха за счет предоставления более 20 тыс. бесплатных детских авиаперелетов внутри турпакета, создать 59 тыс. рабочих мест к 2025 году.
Россияне поедут к нам?
– Как санкции в отношении России могут повлиять на турпотоки в Казахстан? Известно, что соседи традиционно ездили отдыхать к нам в Бурабай, в Восточный Казахстан, возможно, другие направления будут разрабатываться специально под российских туристов?
– Безусловно, для Казахстана рынком № 1 являются туристы из СНГ, которые составляют 90 процентов всего въездного туристского потока. Наша страна до 2020 года ежегодно принимала из РФ в среднем 1,7 млн посетителей. Однако в условиях пандемии и закрытых сухопутных границ между Казахстаном и Россией для рядовых граждан мы потеряли эти цифры. В прошлом году, к примеру, в Казахстан прибыло всего 433 тыс. туристов из РФ.
Несмотря на это, сохраняется значительный удельный вес российских туристов по проживанию в местах размещений страны.
По данным информационной системы “e-Qonaq”, в общем количестве всех зарегистрированных в системе туристов 33 процента приходится на долю россиян.
Однако в этом году сложно ожидать резкое увеличение туристов из РФ в Казахстан в силу следующих причин: сухопутные границы всё еще остаются недоступными для рядовых граждан; временное прекращение полетов ряда авиакомпаний обеих стран (“Аэрофлот”, Nordwind Airlines, “Уральские авиалинии”, Air Astana, FlyArystan); традиционные направления для отдыха российских туристов остаются открытыми (Турция, Египет, ОАЭ, Китай, Бали, Таиланд, Шри-Ланка, Вьетнам, Тунис, Марокко, Мальдивы и Сейшельские острова). По этим объективным причинам питать излишний оптимизм по поводу наплыва российских туристов мы бы не стали. Но, безусловно, шанс увеличить поток туристов есть.
Это подтверждает и интерес отечественного турбизнеса к туристам из России, которые предлагают организовать отдых в период майских праздников в Алматы, Туркестане, Мангистау и др. В связи с этим в интересах туристского сектора мы будем готовы поддержать эти инициативы.
Онлайн-билетам быть
– Как работает упомянутая вами система “e-Qonaq”, каково ее предназначение?
– “e-Qonaq” позволяет создать единый реестр мест размещения, собирать и обрабатывать данные по туристским потокам, портрету туриста и миграционному контролю. На сегодняшний день система интегрирована с информационной системой КНБ РК “Беркут” и информационной системой комитета миграционной службы МВД РК, что позволило автоматизировать процесс уведомления органов внутренних дел о прибытии иностранных туристов в места размещения. Это, с одной стороны, облегчает визово-миграционные процедуры для въездных туристов, а с другой – повышает прозрачность деятельности мест размещения и учета иностранных туристов. В эксплуатацию информационная система “e-Qonaq” была введена в IV квартале 2020 г. в городах Нур-Султан и Алматы. На текущий момент система внедрена в более чем 2 100 местах размещения страны (отели, хостелы, дома отдыха и т. д.).
– Увеличение числа посещаемости нацпарков в прошлом году привело к новой системе, теперь входные билеты будут продавать онлайн, как в кино. В обществе эта мера вызвала неоднозначную реакцию, будет ли она пересматриваться?
– Практика внедрения онлайн-продаж билетов на туристские достопримечательные места стала актуальной вдвойне в условиях пандемии. Во-первых, это создает удобство для посетителей, нет необходимости тратить время на приобретение входных билетов. Во-вторых, учитывая высокую нагрузку на отдельные национальные парки страны, появляется возможность регулировать туристские потоки. При этом важно понимать, что с улучшением туристской инфраструктуры в этих местах, с учетом рационального зонирования, допустимое количество будет только расти, и все желающие смогут посетить нацпарки. В-третьих, уменьшается риск так называемого “шлагбаумного бизнеса”, что существенным образом отра-зится на прозрачности предоставляемых услуг.
Туалетов станет больше
– Придорожные туалеты всегда вызывают много эмоций у туристов, говорят об этом каждый год, но лучше не становится. В новых мерах поддержки от государства этот вопрос также предусмотрен, можно ли ожидать улучшения сервиса?
– В 2019 году совместно с МИИР РК и акиматами областей было проведено обследование состояния туалетов в туристских дестинациях вдоль автомобильных дорог и определена потребность в строительстве и обустройстве 493 объектов. В 2020 году при взаимодействии с местными исполнительными органами проведена работа по строительству 110 туалетов. Из них 99 единиц построены в рамках программы “Дорожная карта занятости – 2020” на туробъектах страны (Акмолинская область – 16, Алматинская область – 32, ВКО – 17, Карагандинская область – 12, Мангистауская область – 12, Павлодарская область – 10), 11 – частными инвесторами (Туркестанская область – 1, Жамбылская область – 2. Актюбинская область – 8). В 2021 году установлено 28 единиц СГУ.
Для улучшения состояния санитарно-гигиенических узлов приняты целых 2 меры государственной поддержки. Первая – для строительства, увеличения количества туалетов по стране, вторая – для субсидирования на их содержание. К сожалению, мы проигрываем многим странам по плотности населения, что сильно отражается и на туристской инфраструктуре. Бизнесу нерентабельно запускать проекты, где нет человеческого потока.
Поэтому мы ожидаем активное вовлечение предпринимателей к участию в этих мерах, в первую очередь, по наиболее загруженным туристским направлениям.
Казахстан проведет более 10 международных ивентов
– Как будет восстанавливаться туристский имидж Казахстана на международном уровне, на что будет делаться упор?
– Пандемия, а также события этого года сильно ударили по туристскому имиджу не только страны, но и региона в целом. Безопасность в туризме – первое из ключевых условий для привлечения путешественников. Поэтому в этом году важно сделать акцент на убеждение туристов в безопасности поездки в Казахстан. Для этого будет возобновлено международное продвижение. После двухгодичного перерыва возвращаемся к участию в международных туристских выставках. Традиционно планируем организацию серии информационных туров и роуд-шоу с участием международных СМИ, блогеров, представителей турбизнеса. Актуальная информация по этим планам в скором времени будет опубликована на информационных ресурсах Kazakh Tourism.
Помимо этого будем усиливать позиции по деловому туризму (MICE) и привлекать в страну мероприятия. Активная работа в этом направлении в прошлом году позволила нам выиграть право проведения в Казахстане более 10 мероприятий на 2022 и 2023 годы с участием порядка 10 тысяч делегатов. В совокупности проведение этих мероприятий обеспечит приток иностранной валюты в размере 10 млн долларов США. В то же время основной акцент остается на продвижении через цифровые каналы.
Кроме этого, планируется увеличить перечень государств, граждане которых въезжают в Казахстан без визы, дополнительно на 17 стран, возобновить пилотный проект безвизового транзитного пребывания в Казахстане, а также разрешить гражданам ОАЭ со статусом резидентства посещать Казахстан без визы. В целом год будет посвящен открытию границ и снятию барьеров, постепенно мы начнем продвигать Казахстан на целевых рынках.
АЛМАТЫ