Жажда крови

Фотографии в уголовном деле – залитый кровью дом, истерзанные до кровавого месива, размозженные тела убитых поражают даже подполковника полиции Николая Попова. Он старший следователь по особо важным делам ДВД Северо-Казахстанской области и каждый день встречается с самыми страшными зверствами, беспредельными преступниками, но эта история даже для него из ряда вон.

Как следует из обвинительного акта, в злополучный день 24 октября прошлого года 17-летний   Виктор Трошихин  , 17-летний  Денис Майер  и его 15-летний брат Андрей Майер ломали голову над тем, к ак добыть легких денег. Денис предложил обокрас ть пенсионеров Стрельцовых, живших по соседству на той же улице, что и его отчий дом. В качестве вожделенной добычи виделось все что угодно – от цветного металла до денег, скопленных пожилыми людьми себе на похороны. Уже позже следствие, суд сочтут, что компания шла в дом своих жертв не просто воровать.

– За несколько месяцев до совершения преступления семейная пара пенсионеров нанимала братьев Майеров колоть дрова. Из материалов уголовного дела очевидно: Денис Майер прекрасно ориентировался во дворе и доме будущих жертв, это использовали при совершении преступления. Через крышу крытого двора незаметно проникли на территорию огорода дома, где Денис Майер открыл запертую изнутри дверь хозяйственных построек, через нее уже втроем зашли во двор дома. Затем Денис провел всех в дровяник, где ждали, пока бабушка с дедушкой лягут спать. Постоянно проверяли, чем занимаются пенсионеры, заглядывая в окна веранды. Когда убедились, что жертвы уснули, взломали двери, зашли в коридор. Майер-старший сразу выключил предохранитель электрического счетчика, тем самым обеспечив полную темноту в доме, – рассказывает старший следователь по особо важным делам ДВД СКО Николай ПОПОВ.

Все, что происходило дальше, – это несколько листов убористого текста в обвинительном акте, которые описывают, какую страшную смерть приняли несчастные пожилые люди. Услышав шум, 87-летний Петр Иванович первым вышел навстречу троице, вооруженной металлической монтировкой и гвоздодером. Его били и добивали даже на последних вздохах. Пожилой мужчина до последнего защищал свою супругу, с которой они душа в душу прожили шесть десятков лет. А 82-летняя Варвара Ивановна, его верная жена, нашла силы подняться с постели после инсульта и, держась за стенку, шла на помощь мужу, надеялась спасти его, шла на верную смерть…

Из обвинительного акта: “Испытывая особые страдания и мучения в результате причиненных ей телесных повреждений в области головы, Стрельцова В. И. стала прикрывать руками кровоточащие раны, а Майер Д. В. продолжил нанесение ударов металлическим гвоздодером... Находящийся рядом Майер А. В. для достижения совместного преступного умысла, направленного на совершение разбойного нападения и убийства двух лиц, имевшимся у него в руках фонариком освещал голову потерпевшей для нанесения Трошихиным В. А. и Майером Д. В. целенаправленных ударов в область головы потерпевшей. Продолжая совместные преступные действия и не останавливаясь на достигнутом, Майер Д. В. вернулся в коридор, где лежал подающий признаки жизни Стрельцов П. И., и, используя металлический гвоздодер в качестве орудия преступления, действуя с особой жестокостью, нанес несколько целенаправленных ударов гвоздодером в жизненно важный орган – в голову потерпевшего, причиняя ему тем самым особые страдания и мучения…”.

Когда жертвы перестали подавать признаки жизни, убийцы навели порядок в доме, замыли кровь, трупы поочередно вывезли на территорию расположенного рядом заброшенного машиностроительного завода, где сбросили в резервуар с водой.

– Преступники решали по поводу того, как поступить с телами. Рассматривали варианты, например, закопать в огороде, сжечь, сбросить в погреб. Добычей троицы стали 300 тысяч тенге, которые они нашли в ящике комода, еще прихватили с собой канистру с бензином. После совершения преступления сразу поехали за покупками в Петропавловск и в первую очередь приобрели себе сотовые телефоны, – рассказывает следователь.

Исходя из максимального предела для детей‑убийц

Наслаждаться безнаказанностью пришлось недолго. Утром следующего дня в родительский дом пришла дочь убитых. Женщину встретила адская картина. Родителей не было. Повсюду следы замытой крови.


Пенсионеры приняли страшную смерть в родном доме,
до последнего вздоха пытаясь спасти друг друга

Считанные часы потребовались следствию, чтобы раскрыть преступление. Тела в колодце заброшенного завода нашла служебная собака. Подозреваемые сразу были задержаны и предстали перед судом. Дело оказалось подсудным Специализированному межрайонному суду по уголовным делам СКО. Учитывая кровавые подробности расправы, процесс проходил в закрытом формате, и даже после оглашения приговора его текст не подлежит открытому доступу в судебном справочнике. В зале суда, где присутствовала пресса, судьей была зачитана только резолютивная часть приговора.

Специализированный межрайонный суд по уголовным делам Северо-Казахстанской области признал Дениса Майера и Виктора Трошихина виновными в разбое и убийстве, Андрея Майера – в разбое и пособничестве в убийстве.

Денису Майеру назначено наказание в виде 12 лет лишения свободы, Андрею Майеру – 10 лет лишения свободы. Братьям предстоит отбывать наказание в воспитательной колонии общего режима. Виктору Трошихину, согласно приговору суда, предстоит провести ближайшие 11 лет в исправительной колонии строгого режима.

В информации для журналистов судья Сергей ВИКТОРЕНКО, рассматривавший дело, отметил, что при назначении наказания суд учел личности осужденных, степень участия каждого из них в совершении преступления и руководствовался положениями Уголовного кодекса, в соответствии с которыми лишение свободы несовершеннолетним может быть назначено на срок не свыше 12 лет. Получается, осужденные получили максимально разрешенное законом наказание.

Гражданский иск потерпевшего – сына убитых – о взыскании компенсации морального вреда в размере 2 000 000 тенге удовлетворен в полном объеме, иск о взыскании материального вреда – в размере 251 795 тенге.

Предотвратить возможное опознание

В судебном заседании подсудимые объяснили совершение преступления желанием похитить у потерпевших их деньги. Суд признал в качестве мотива убийства “желание осужденных предотвратить возможное опознание их потерпевшими”.

– Шли убивать. Заранее были распределены роли. Учтен прежний опыт. В 2012 году они совершили разбойное нападение на пенсионерку. Вошли в дом под предлогом посмотреть кошку, попытались избить хозяйку, но она дала отпор. Были разоблачены. Денис Майер и Виктор Трошихин привлечены к уголовной ответственности, так как потерпевшая их опознала. Денис был осужден, Виктору судимости помогла избежать бабушка, она примирилась с потерпевшей. Андрей на тот момент в силу малолетнего возраста не подлежал уголовной ответственности, – говорит Николай Попов.

Убийцы рассказали следствию, как избавлялись от тел в безлюдной промзоне

Раушан КОЖАХМЕТОВА, старший помощник прокурора СКО отмечает:

– В 2015 году несовершеннолетними в Северо-Казахстанской области совершено 93 уголовных правонарушения. Из них преступлений средней тяжести – 63, тяжких – 13. Наблюдается тенденция снижения этих преступлений. При этом зарегистрирован рост преступлений небольшой тяжести с 5 до 14 и особо тяжких с 1 до 2. На профилактическом учете состоят 771 неблагополучная семья и 1 945 несовершеннолетних.

– Почему дети убивают, что толкает на такие зверства?

– Практически каждое уголовное дело в отношении несовершеннолетних открыто указывает на две основные причины. Дети, остающиеся без должной родительской заботы, очень часто уходят в криминал, превращаясь в преступников или становясь жертвами преступлений.

Вторая из главных причин совершения преступлений – чувство безнаказанности. Раз сошло с рук, чувство вседозволенности берет верх.

…Когда судья оглашал приговор, на лице Дениса и Виктора сложно было отыскать даже тень раскаяния. По крайней мере, журналисты увидели кривлянья и ехидство. Андрей вел себя скромно и слушал судью с опущенной головой…

Сын Петра Ивановича и Варвары Ивановны – взрослый крепкий мужчина – не мог сдерживать слез. Его родители вырастили четверых детей, 11 внуков и 8 правнуков, и всем им были так нужны живыми.

Петропавловск