– В конце прошлого года было заявлено, что в Казахстане 778 писателей. Это, по-вашему, много или мало?
– Это те, кто зарегистрирован в Союзе писателей, а сколько у нас еще тех, кто не входит в эту организацию, но публикуется? В любом случае число хорошее. У нас страна очень большая территориально, а численность населения – маленькая. Исходя из этого и тиражи небольшие, поэтому есть объективные трудности для книжного дела. Себестоимость книги дороже, чем в России, потому что нет собственной полиграфической базы, целлюлозно-бумажной промышленности и так далее. Но в то же время творческий потенциал – немалый. В 2013 году в России были изданы 38 казахстанских писателей в частных издательствах Москвы, Омска, Новосибирска. Например, у нас есть писатель который пишет в стиле фэнтези под псевдонимом Аркадий Степной и издается в России. То есть при современном подходе и настырности казахстанские авторы могут выходить и на международный рынок.
– Есть ли какие-то замеры, сколько в стране читающей публики?
– Недавно в Астане социологический институт провел исследование: к сожалению, основная масса людей у нас не читает. Только 16 процентов опрошенных постоянно читают книги. Здесь важно сказать, что читающие – это те, кто учится в школах, вузах, то есть для них чтение учебной литературы является “обязаловкой”. Что касается художественной литературы, то она находится под жестким прессингом информационных технологий – телевидения, Интернета. Сегодня меньше стали обращаться к высокой литературе. На недавней встрече в Москве писателей России и Казахстана прозвучал очень хороший тезис, что любое государство, которое ставит перед собой цель занять достойное место в глобальном мире, должно иметь образованное, конкурентоспособное население. Причем образованное не только с точки зрения технических предметов – необходимо еще обладать нравственными показателями. Человечество пока не придумало ничего лучше, чем книга, – универсальный источник не только знаний, но и нравственных и духовных ценностей. Степень образованности населения – такой же актив, как и нефть. Обратите внимание: все развитые страны мира не обладают крупными природными ресурсами, самое главное у них – человеческий капитал.
– Почему современные технологии и изобретения не могут заменить чтение книг?
– Человек, когда смотрит телевизор, по-другому воспринимает информацию. В Интернете тоже другой принцип подачи, там все утрируется, упрощается. Только когда человек читает книги, все его органы чувств участвуют в процессе. Если он не будет знать через книгу свою историю, обычаи, традиции, то может стать легкой добычей. Можно ведь переиначить элементарные вещи, если человеку нечего противопоставить. Вы знаете, что сегодня людей активно вербуют и направляют в другое государство воевать.
– Вы ратуете за поддержку государством книжной отрасли. Как она может проявляться?
– Если мы посмотрим на другие страны, то, например, на Украине в этом году отменили НДС на изготовление книг, в Скандинавских странах – тоже 0 процентов. На Западе продвигают своих писателей, оплачивают им поездки, участие в конкурсах, книги отправляют в разные страны, а государство компенсирует затраты по логистике. В мире много хороших примеров – это небольшие затраты для бюджета, но эффект колоссальный. Если пройтись по нашим книжным магазинам – одни российские продукты, потому что в Казахстане в 2006 году отменили льготы по НДС и приравняли книжные издательства к другим субъектам рынка. И все заглохло.
– Сколько книг выпускается в стране в год?
– В Америке на душу населения издается книг в 5 раз больше, чем в Казахстане. Притом что США очень развиты в технологическом отношении. У нас такой показатель, как количество книг, выпущенных на душу населения, снижается в последнее время. В 2013 году было 0,81 книги на человека, в 2014-м – 0,79. Данные очень лукавые, поскольку только 22 процента – художественная литература, остальное – учебные и научные книги. При этом интересно, что Казахстан – одна из немногих стран, где есть прямая поддержка книгоиздания государством. Ежегодно из бюджета выделяется около 3,5 миллиарда тенге – на издание социально важной литературы, книг по поддержке проблемы языков и так далее. Наша проблема в том, что мы сказали “А”, но не сказали “Б”. То есть книгу выпустили, но не продвинули. Книги, которые выпущены за счет государства, должны быть представлены в магазинах, население о них должно знать. Иначе на что ушли деньги? Покажите мне хоть один плакат, рекламирующий книгу?
– Хорошо ли, что сегодня нет цензуры и любой может напечатать свое произведение?
– Такая тенденция есть. При этом бывает очень много шелухи. Знаете, я против цензуры, но у нас у авторов зачастую нет внутренней цензуры. Мы даже не просматриваем такие специфичные книги, просто складируем. Например, очень много родословных – шежире, как говорится, о себе любимом. Почитаешь такие шежире – там у каждого в предках ханы и батыры…
– Многие не в курсе, чем занимается Книжная палата?
– Мы занимаемся сохранением и комплектованием архива казахстанской печати. Наши фонды составляют около 5 миллионов печатной продукции, из них только 7 процентов – книжная продукция, остальные 93 – газеты, журналы. В наших фондах есть продукция XIX века. Также занимаемся вопросами оцифровки и продвижением казахской литературы, описываем, каталогизируем, обеспечиваем сохранность и выпускаем в год около 67 указателей – очень хорошее подспорье для специалистов и библиотек. Я со всей ответственностью заявляю, что у нас есть наиболее полная база книг, которые изданы в нашей стране начиная с 1937 года, когда организовалась палата. Наши книги являются государственной собственностью. Мы не имеем права их списывать и должны обеспечить полную сохранность. Мы книги на руки не выдаем, но наши фонды открыты для изучения.
– Назовите 7–10 книг отечественных авторов, которые каждому казахстанцу нужно держать на своей полке?
– В свое время мы выходили к правительству с инициативой, чтобы в каждой семье было 10 книг для разных поколений… Что касается вашего вопроса, естественно, это наши классики – Абай и его “Слова назидания”, “Путь Абая” Мухтара Ауэзова, “Кочевники” Ильяса Есенберлина, Мукагали Макатаев, Немат Келимбетов, из современников – Мухтар Шаханов, Дулат Исабеков, Ермек Турсунов.