Загадочна потому, что работа Жанар Айтжановой скрыта от прессы, ведь она – министр без портфеля, то есть без собственного ведомства. А реноме долгоиграющей она заслужила еще в нулевых годах, став главным советником в правительстве по вступлению Казахстана в международные торговые организации типа Таможенного союза и ВТО.
Казахстан подал заявку на вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО) в январе 1996 года. Тогда мы еще не были признаны страной с рыночной экономикой. Предполагалось, что уже в 1998 году Казахстан может стать полноправным членом ВТО. От вступления ожидали многого, но главное – открытия страны для иностранных инвестиций и технологий, которые позволили бы сделать технологический рывок и превратиться из сырьевого придатка Запада и России в индустриально развитую экономику.
В мае 2005-го на Жанар Айтжанову были возложены обязанности специального представителя на переговорах по ВТО. В феврале 2011-го она – тогда министр экономического развития и торговли – рассказывала журналистам о скором вступлении:
– Всю работу будем стараться завершить в этом году, для этого есть все предпосылки. Думаю, что, если это будет первая половина 2012 года – ничего страшного нет.
В конце 2011 года Жанар Сейдахметовна уже говорила о переносе сроков:
– Все на сегодняшний день двусторонние переговоры по доступу на рынок товаров и услуг завершены, за исключением Аргентины и Саудовской Аравии. Думаем, что, если все пойдет по тому плану, который разрабатывали совместно с секретариатом ВТО, мы сможем завершить переговоры до конца следующего года.
В ноябре 2013 года срок был перенесен на 2014-й, меж тем и он уже заканчивается. В общем, почти 20 лет длится история со вступлением Казахстана в ВТО, в которую, между прочим, уже входит большинство бывших советских республик – Киргизия, Латвия, Эстония, Грузия, Литва, Молдавия, Армения, Украина, Россия и Таджикистан.
В 2009 году в одном из интервью Айтжанова заявляла, что образование Таможенного союза станет хорошим подспорьем и для простых граждан, и для прорыва казахстанского бизнеса на новые рынки:
– Теперь люди смогут покупать по низкой цене российские и белорусские товары, аналоги которых не производятся на территории Казахстана. При этом и казахстанские фирмы в конкурентной борьбе будут снижать цены на свою продукцию.
Прошло пять лет, но казахстанской продукции на прилавках магазинов России и Беларуси не появилось. Множество предпринимателей продолжают утверждать, что Россия и Беларусь всячески препятствуют поставкам товаров из Казахстана. Даже после введения санкций против Европы и США Москва не рассматривает нашу страну как возможного поставщика продуктов питания. Иными словами, защита интересов казахстанского бизнеса в Таможенном союзе никак не просматривается.
На период нахождения Жанар Айтжановой сначала в должности вице-министра индустрии и торговли, а затем министра экономического развития и торговли пришелся этап бурного составления планов развития экономики.
В мае 2010 года она продвигала программу развития легкой промышленности на 2010–2014 годы:
– Доля отрасли в структуре промышленности республики снизилась с 2,2 до 0,8 процента. В этой связи отмена действующего упрощенного режима для ввоза товаров физическими лицами позволит выравнять условия для работы отечественных предприятий и иностранной продукции.
С 1 июля 2010 года начал действовать новый Таможенный кодекс. Упрощенку отменили, но легкая промышленность расти не стала, ведь реальные условия для этого так и не создали. Да и с развитием других отраслей промышленности, мягко говоря, не все сладко. Так годы и идут, а фронт Жанар Айтжановой по-прежнему для многих остается невидимым, а результат – незаметным.