Жанаозенские нефтяники в Астане: хронология событий, реакция властей, мнение экспертов

В сегодняшнем материале медиа-портала Caravan.kz мы представим обзор ситуации, включая хронологию событий, реакцию властей, глубинные причины конфликта и мнения экспертов об этом.

Итак, для начала давайте взглянем на хронологию событий. 10 апреля у здания Министерства энергетики в Астане собралось порядка 60-70 человек, приехавших из Жанаозена с требованиями трудоустроить их в штат «Озенмунайгаза». Собравшимися оказались бывшие работники компании «БерАли Мангистау Company», ранее проигравшей тендер на выполнение нефтесервисных услуг для «Озенмунайгаз», дочерней компании КМГ.

Как сообщили в КМГ, 1 апреля этого года им было предложено трудоустройство в другую компанию с сохранением заработной платы, в среднем составлявшей 700 тысяч тенге. Однако экс-сотрудники «БерАли Мангистау Company» отказались от данных условий, настаивая на отмене результатов тендера.

Вместе с тем по ранее направленным жалобам Фондом «Самрук-Казына» была проведена проверка конкурсных процедур на предмет соблюдения законности, в результате которой нарушений не выявилось. В КМГ также добавили, что трудоустройство недовольных сложившейся ситуацией работников в штат «Озенмунайгаз» противоречит правилам найма на работу в данную организацию, предусматривающую трудоустройство безработных Жанаозена в порядке очереди.

На следующий день, 11 апреля, специалисты специально созданной контактной группы во главе с руководителем аппарата АО НК «КазМунайГаз» Ерханом Умаровым провели переговоры с жанаозенцами.

Вместе со специалистами КМГ в переговорах приняли участие руководство ТОО «БерАли Мангистау Company» и ТОО «Ai-Bis» (компания-победитель тендера). Рабочим предложили трудоустройство в ТОО «Ai-Bis» и ТОО «Кезби» (также оказывает нефтесервисные услуг) с сохранением заработных плат.

«Рабочие при переходе в другую компанию должны сохранить за собой все предыдущие условия труда, включая размер заработной платы и социальный пакет. Такую задачу мы ставим перед компанией, которая стала подрядчиком АО «Озенмунайгаз» по итогам тендера. Однако нужно действовать в рамках правовых процедур, и рабочие должны понимать это», - сообщил руководитель аппарата КМГ Ерхан Умаров.

Но экс-работники «БерАли Мангистау Company» заявили, что не намерены трудоустраиваться на предлагаемые рабочие места, требуя работу в «Озенмунайгазе». В КМГ заявили, что процесс переговоров будет продолжен.

В чем, собственно, суть конфликтной ситуации, и что известно об этих компаниях? Происходящее фактически является спором поставщиков. Доля двух компаний по сумме контрактов с «Озенмунайгазом» сравнительно мала: 3,37 % – у ТОО «Кезби»; 0,25 % – у «Берали Мангистау Company». А камнем преткновения стал тендер по четырем лотам «Работы по подземному ремонту скважин». 

Возвращаясь к хронологии событий, давайте взглянем, как на ситуацию отреагировали власти. В центре внимания вчера оказался Алмасадам Саткалиев, недавно назначенный на пост министра энергетики. Так, по мнению главы ведомства, пикет мог быть организован с целью привлечь к себе внимание.

«Данный пикет является организованным, люди приехали со спальными мешками, палатками, то есть их целью было именно привлечение к себе внимания. И тут речь шла об их доброй воле. В моем понимании это акция для привлечения внимания, для создания ажиотажа, понятно, что связана с препятствием деятельности государственного органа. Когда наши сотрудники не могут зайти на работу. Но мы за открытый диалог», - заявил накануне Саткалиев в кулуарах правительства.

Глава Минэнерго также добавил, что все вопросы надо решать в правовом поле.

«Всем им было предложено трудоустроиться в новую компанию на оклады не меньше, чем те, которые у них были, а там достаточно большие оклады. Тем не менее многие сотрудники отказались от данного предложения и продолжили пикетировать здание Минэнерго. Разговор будет, замминистры, все люди, которые ответственны за это, будут в данных переговорах присутствовать. Я говорил, что вчера был организован диалог, и все, что зависит от Минэнерго в рамках нашей компетенции, будет сделано», - заявил министр.

Не нагнетать обстановку и действовать в рамках закона призвал вчера и вице-премьер Алтай Кульгинов. Он, к слову, выходец из Западного Казахстана, в свое время работал акимом ЗКО, а значит, наверняка должен разбираться в ситуации лучше прочих.

«Вы знаете, что проводились тендерные процедуры, и та компания, которая проиграла, ее рабочие сейчас ставят вопрос, чтобы пересмотрели (результаты конкурса – Прим. ред.). Но нужно все решать в рамках закона. Сейчас представители Министерства энергетики и «КазМунайГаза» ведут переговоры, проводят разъяснительную работу», - сказал Кульгинов в кулуарах правительства.

Как подчеркнул вице-премьер, это переговорный процесс, и все должно решаться в рамках законодательства.

«Они хотят, чтобы проигравшая компания выиграла тендер. Но это невозможно. Надо в рамках закона делать. Есть тендерные требования, нужно либо в судебном порядке, либо в юридическом все рассматривать. Так просто требовать – это как минимум некорректно. Наша задача – предложить им имеющиеся вакансии. То, что и делают госорганы», - добавил Кульгинов.

Идем дальше. Ближе к вечеру 11 апреля к протестующим у Министерства энергетики нефтяникам пришли трое депутатов нового состава Мажилиса. Мажилисмены признались, что «не в силах помочь, но пришли выслушать» их.

Вечером появился официальный комментарий столичного департамента полиции. В полиции Астаны прокомментировали задержание рабочих из Жанаозена

«Со вчерашнего дня в столице группа работников сервисной компании нефтяной отрасли организовала несанкционированный митинг. Согласно законодательству страны массовые публичные мероприятия должны проводиться с предварительным уведомлением местных исполнительных органов в специально отведенных для этого местах с принятием мер, исключающих препятствия нормальному функционированию объектов жизнеобеспечения населения.

В связи с нарушением митингующими Закона «О мирных собраниях» в части отсутствия заявки в МИО на проведение митинга, а также проведение несанкционированного митинга в локации, которая не утверждена в перечне местного решения маслихата, в полицию был доставлен ряд организаторов и активных участников акции.

Нарушители будут привлечены к административной ответственности по статьям 488 и 667 КР КобАП, влекущим предупреждение или штраф в размере 30 МРП либо административный арест на срок до 15 суток. Их действиям будет дана правовая оценка согласно действующему законодательству.

Полицейские предупреждают, что за организацию и проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетов либо иного публичного мероприятия, проводимого в нарушение порядка, установленного РК, предусмотрена ответственность», - говорилось в сообщении ДП Астаны.

Ночью появилось обращение акима Жанаозена Айбека Косуакова к собравшимся на площади жителям города. Он просил земляков не поддаваться на провокации и эмоции.

«Уважаемые жители города Жанаозен, уважаемые земляки! Сегодня все вы видели в социальных сетях информацию о том, что наши земляки организовали акцию протеста в Астане и были доставлены в отдел полиции.

По сообщению представителей правоохранительных органов, наши земляки в порядке. К ним будут приняты административные меры в рамках действующего законодательства.

Акиматом на постоянной основе принимаются меры по созданию новых рабочих мест на территории города, обеспечению постоянной занятости безработных граждан.

В Астане проведены предварительные переговоры с протестующими гражданами. Тем, кто ранее работал в проигравшей тендер компании, был предложен перевод в компанию, выигравшую тендер с сохранением условий труда и заработных плат. Но предложение было отклонено.

В священный месяц Рамазан призываю всех к спокойствию! Не зная сути вопроса, прошу не поддаваться эмоциям и призывам провокаторов, не совершать какие-либо незаконные действия!» – сказал аким в своем видеообращении.

Примерно в это же время появилось видео от лидеров протестующих в Астане работников компании «БерАли» Жолмурата Улыкпанова и Нурсултана Нурумулы, в котором те сообщили, что всех собравшихся отправляют в Мангистау.

Также они рассказали, что будут в дальнейшем в Мангистау в составе комиссии решать свой вопрос с представителями «Казмунайгаза». Лидеры нефтяников призвали поддержавших их жителей Жанаозена не совершать противоправных действий и спокойно разойтись по домам.

Также минувшей ночью появилось обращение уже акима Мангистауской области Нурлана Ногаева к землякам.

«Уважаемые мангистауцы, дорогие земляки! В этой непростой ситуации мы должны проявить выдержку и не принимать эмоциональных решений.

Нагнетание напряжения в обществе, нарушение закона и правовых норм приведет к дестабилизации обстановки и не будет способствовать решению возникшей проблемы. 

Уважаемые земляки, я обращаюсь к вам с призывом не допустить дестабилизации. Мы должны понимать, что ситуация должна решаться только в рамках закона. Сейчас важно не пойти на поводу провокаторов.  Нельзя давать повод деструктивным элементам для расшатывания ситуации.

У нас одна цель – чтобы люди работали, получали достойную заработную плату, были уверены в завтрашнем дне.

В священный месяц Рамадан будем вместе, будем сплоченными, будем едиными в сохранении стабильности и спокойствия! Мы с вами прошли многое благодаря нашим совместным усилиям. Уверен, что и это мы тоже преодолеем  вместе», - сказал глава региона в своем видеообращении.

А сегодняшним утром в соцсетях прошла информация о том, что жанаозенские нефтяники возвращаются домой. Они записали видеообращение перед вокзалом в Астане и поблагодарили земляков за поддержку. Сообщается, что в столице останутся 10 переговорщиков по всем спорным вопросам.

О чем же договорились с рабочими из Жанаозена, рассказали сегодняшним утром в КМГ.

«Между контактной группой КМГ и представителями «БерАли Мангистау Company» заключена договорённость о создании специальной рабочей комиссии, которая будет рассматривать требования бывших работников ТОО для их дальнейшего решения в правовом поле.

В данную комиссию войдут 10  представителей из числа экс-работников «БерАли Мангистау Company». Остальные экс-сотрудники предприятия, задержанные органами правопорядка, были ранее освобождены и в 8:57 по времени Астаны выехали поездом в Жанаозен», - сообщила пресс-служба компании.

Также сегодняшним утром ДП региона сообщил, что 12 апреля группа граждан в Жанаозене перекрыла проезжую часть, создавая препятствия для движения транспорта. Сотрудниками полиции они были доставлены в городской отдел полиции для проведения профилактической беседы. Подобное деяние квалифицируется по статье 614 КоАП РК «Создание препятствия для движения транспортных средств», которая влечет ответственность в виде штрафа в размере 10 МРП.

Теперь давайте узнаем мнение экспертной среды вокруг всей сложившейся ситуации.

Данияр Ашимбаев, политолог: «Речь идет, во-первых, не о бастующих, поскольку забастовка – это из другой серии, а во-вторых, не о нефтяниках, а о работниках сервисной компании, которая проиграла тендер. И указанные протестующие, которые, как сообщил КМГ, ранее протестовали за другую компанию и по поводу другого тендера, теперь требуют их срочно трудоустроить в «Озенмунайгаз».

Ранее, как известно, жители одного из сел Мангистау требовали их устроить на работу туда же, несмотря на ранее согласованные квоты.

Работа в «ОМГ» становится своего рода маленькой национальной идеей. В Мангистау одно из самых популярных преступлений – мошенничество с обещанием трудоустройства туда же. Причем речь идет о миллионных суммах, которые желающие попасть в штат платят аферистам. "НПЗ обанкротятся в течение 4 месяцев": запрет на вывоз дизтоплива из Казахстана приведет к его дефициту

Когда говорят о «протестующих нефтяниках Жанаозена», нужно понимать, что о самих нефтяниках речь идет крайне редко. В основном «бузят» сотрудники сервисных компаний, у которых истек контракт или проигран тендер (что, мягко говоря, позволяет сделать вывод о том, что за «протестами» стоят хозяева проигравшей компании). Добавим сюда безработных, но не только местных, но и приезжих. А Мангистау, как известно, единственная в Казахстане область, имеющая положительное сальдо миграции (кроме мегаполисов).

Заметим, что в других нефтяных компаниях региона такие проблемы бывают очень редки. Почему? Ответ прост: «ОМГ» на 100 % государственная компания, и претензии автоматически идут не на частника, а на акимат и правительство, достаточно запуганные прошлыми беспорядками.

Что дает трудоустройство в «ОМГ»? Ведь в сервисных компаниях сопоставимые условия труда, а в местной коммунальной сфере, где множество вакансий, финансовые условия регулярно улучшаются, чтобы сделать их привлекательными. Ответ также прост: работа в «ОМГ» – стабильный доход, позволяющий существенно нарастить уровень потребительного кредитования, которое слабо привязано к товарам первой необходимости. Кроме того, коллективы «ОМГ» связывают тесные отношения с местными неформальными группами, в частности, с религиозными радикалами, заинтересованными в финансовых пожертвованиях от работников и наличии рычагов влияния на местные и центральные органы.

Хотелось бы, чтоб восприятие так называемых «протестов нефтяников» было критичным, а не эмоциональным».

Эдуард Полетаев, политолог: «Власть отреагировала на экономические и социальные требования рабочих, которые носят отраслевой, региональный, но не политический общереспубликанский характер. Однако высказываются подозрения, что за попыткой добиться рабочими своих интересов верх хотят взять требования отдельных предприятий, проигравших тендер и желающих дополнительных объемов работ и заказов, то есть финансирования. К тому же они пока не противопоставили какие-либо свои контраргументы.

В этой обстановке становится понятной близорукость некоторых подрядчиков, не показывающих достаточного уровня рыночного мышления, не проявляющих необходимой мобильности в решении важных вопросов функционирования предприятий и организаций. Ведь в условиях рыночной экономики всегда является актуальной проблема нарушения прав и свобод работников со стороны работодателей, которые зачастую задаются целью увеличить прибыль в том числе за счет сокращения производственных издержек, связанных с использованием труда работников в виде выплат заработной платы, обеспечения нормальных условий и т.д. Поэтому восстановление нарушенных прав работников, порой доведенных до забастовки, является весьма значимым для общества в целом.

Право на забастовку закреплено в п.3 ст.24 Конституции Республики Казахстан: «Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку». В соответствии со ст. 171 Трудового Кодекса Республики Казахстан РК работники могут проводить забастовку, когда не удалось урегулировать коллективный спор путем применения примирительных процедур, работодатель уклоняется от них или не выполняет соглашение, которое было достигнутого при разрешении трудового спора.

При этом временный характер забастовки подразумевает невыход на работу, не прекращая трудовые отношения с работодателем. На время забастовки у работника должны сохраняться место работы и должность, однако как с этим обстоит ситуация в данном конкретном случае, непонятно. Зато очевидно, что для рабочих важно изменение отношения к ним. Поэтому госорганам надо вести себя открыто, доводя до сведения рабочих коллективов возможные варианты решения проблем, высказывать планы на будущее. Таким образом создается прозрачность в отношениях между властью и обществом, что, несомненно, положительно скажется на укреплении доверия между ними. Но и не должно быть манипуляций интересами трудящихся. К примеру, министр энергетики считает, что руководство частной компании «пытается использовать людей, опротестовать итоги законного конкурса в интересах личной выгоды».

Новые, антикризисные подходы должны иметь значимые последствия для процесса трансформации казахстанского общества, позволяя смягчить имеющиеся социально-экономические противоречия. Очевидно, что право на забастовку является элементом демократического общества. Но не стоит также забывать, что забастовка – это самый радикальный способ разрешения трудовых споров. Поэтому на уровне предприятий, учреждений следует уделить большее внимание социальной ответственности, налаживанию действительно партнерских отношений между работником и работодателем».

Газиз Абишев, политический обозреватель: «Пришедшим к дверям Министерства энергетики наемным сотрудникам нефтесервисных компаний из Мангистауской области можно было бы предложить краткие курсы перепрофилизации. И направить желающих в трудодефицитные регионы, обеспечив их самих и их семьи жильем и постоянной работой (закрепив все соответствующими договорами, конечно).

Почему нет? В целом ряде западных районов нефтянка выдыхается и не дает уже былого прироста. Демография, между тем, переживает противоположную динамику. В среднесрочной перспективе обеспечивать людей хорошо оплачиваемыми рабочими местами для поддержания стабильности не представляется возможным.

Между тем на севере, в той же СКО, работники смогут найти себя по-настоящему востребованными: как в экономическом, так и в социально-политическом смысле. В том числе выполнят столь важный гражданский патриотический долг. И экономика там не зависит от исчерпывающихся месторождений.

Впрочем, злые языки поговаривают, что все вышеизложенное и кучу других альтернатив «бастующим» уже предлагали. Но они отказываются. Настаивают на том, чтобы им дали ту зарплату, которую они хотят, в той компании, в которой они работают, на тех условиях, которые они требуют. Бескомпромиссный пикет в интересах конкретной компании. Наводит на мысли».