– Жан, расскажите о новогодних праздниках из своего детства. Что осталось в памяти?
– Детство помню по утренникам, новогодним представлениям. У меня был темно-коричневый костюм медвежонка. Тогда все мальчики были мишками, а девочки – снежинками. В принципе, ничего не изменилось. Хотя сейчас столько костюмов героев из современных мультиков! Подарки были традиционными: пластмассовые игрушки и сладости в бумажных упаковках. Обязательный атрибут – мандаринка. Тогда все было дефицитом и стоило дорого. Килограмм мандаринов или апельсинов стоил два рубля пятьдесят копеек. За эти деньги можно было килограмм мяса купить! В профсоюзах тоже раздавали подарки взрослым, у кого есть дети. Так что я получал по два-три кулька. Это было такой радостью!
– А для своих дочек как праздник устраивали?
– Помню, нам всегда приносил подарки Дед Мороз, – засмеялась Диляра. – А папа возил нас на разные мероприятия.
– У Дили были костюмчики снежинки и рыжей лисички. Много утренников проходило, и немало подарков ей доставалось. А в сам Новый год мы с супругой Гульнарой вручали подарки дочкам только после того, когда куранты пробьют 12! Детям приходилось бодрствовать все это время и ждать, несмотря на их юный возраст. Я люблю дарить подарки именно в новогоднюю ночь после 12 часов.
– Пап, расскажи, как ты нас разыгрывал с приходом Деда Мороза! – попросила Диляра.
– Пока Гульнара отвлекала девочек, я выходил за дверь, звонил, изображал диалог якобы с Дедом Морозом, забирал подарки и шел с ними в комнату. Раздавал детям и говорил, что принес их Дед Мороз, но зайти к нам он не может, ведь надо успеть поздравить всех.
– Я уже не помню, сколько мне лет было, когда я сказала сестренке Рамине, что на самом деле нет никакого Деда Мороза! Что все это папа придумал!
– Что дарили своим дочкам?
– Игрушки, сладости. Часто привозил из-за границы то, чего у нас в то время не было.
– Сладостей было много. Я свой подарок несколько дней ела. А Раминка же маленькая, у нас восемь лет разницы, открывала кулек и сразу все съедала. Я потом потихоньку доставала, ела, а она на меня голодными глазами смотрела (смеется). Приходилось делиться!
– Диляра, ты помнишь, чем радовала родителей?
– Поделочки, рисунки, картинки делали…
– Многое мы сохранили. Я люблю такие вещи хранить. Даже их тетрадки, дневники пытался сберечь. Гульнара смеялась, мол, скоро в доме места не будет. Еще письма к Деду Морозу от Рамины лежат. Кстати, она не только за себя просила, но и за Дилю, и за двоюродную сестру.
– Сейчас для вашей семьи Новый год – это что?
– Как и для всех людей, родившихся в Советском Союзе, Новый год – это домашний и любимый праздник. Особенно нам нравится предпраздничное настроение, всегда есть некое волнение. Надо искать подарки всем, у нас в списке – около 20 человек! И теща, и зятья, и свояченицы!
– Из чего состоит новогодний стол в семье Байжанбаевых?
– Наверное, как и у всех людей, рожденных в СССР. Я очень салат оливье люблю, – начал Жан.
– Вместо селедки под шубой мама готовит салат “Мимоза”!
– Моя жена очень вкусно готовит! Она вообще у нас замечательная: готовит, и вяжет-вышивает, и машину водит, и просто красавица! Гульнара – бывшая фотомодель. Кстати, мало кто верит, что такая красивая женщина находит время на рукоделие. Скажу больше, Гульнара еще и соленьями занимается, банки крутит! Попробовали бы вы ее огурчики соленые, пальчики оближешь. И вид у них превосходный! Моя жена эстет в кулинарном деле.
– Из горячего что готовите?
– Кур, уточку… О, еще холодец! Такой вкусный, прозрачный получается! Но вообще наша семья мало ест. Мясо практически не едим. Поэтому того, что наготовим, хватает на несколько дней. Бешбармак на Новый год не делаем, так как для него есть много других праздников. Так же, как и для мант, голубцов. У нас еще традиция есть – провожать старый год. Где-то в 10–11 часов вечера благодарно прощаемся с уходящим годом. Раньше, помню, встречали Новый год дважды – в 24.00 по нашему времени и по московскому с разницей в три часа!
– Кстати, елку нарядите?
– Мы уже нарядили, – радостно воскликнула Диляра.
– Раньше покупали живые елочки. Сейчас – искусственная, но очень красивая, словно живая. Многие ее с настоящей путают.
– Какие елочные игрушки предпочитаете?
– Жена любит игрушки одного цвета, красные и желтые шары, а также золотистые ленточки. Еще у нас есть красная звездочка. Гульнара с дочками ее сделала, когда они еще маленькие были. Замечательная звезда, украшенная бусами.
– Я не могу удержаться, чтобы не купить очередное яркое елочное украшение! Еще у нас во дворе туя стоит, ее тоже нарядим!
– Новый, 2015 год встретите все вместе?
– Мы всегда стараемся собираться в Новый год большой семьей. Моим внучкам даже костюмчики купили. Есения, дочка Рамины, будет божьей коровкой, Амели – клубничкой!
– Жан, 2014 год вас дважды сделал дедушкой! Поделитесь ощущениями?
– Мои друзья-ровесники уже дважды, а кто-то уже и трижды стали дедушками. И всегда спрашивали, когда же до меня дойдет очередь? А тут – раз и с перерывом в несколько месяцев мне подарили сразу двух внучек! Я безумно рад малышкам. Когда моя жена была беременна Дилярой, то спрашивала меня, кого я хочу – сына или дочку? В отличие от многих восточных мужчин я хотел дочку. Когда ждали Рамину, снова ответил, что хочу дочку! А теперь у меня еще две маленькие девочки – внучки. Не описать то состояние, когда смотришь на них, а они улыбаются в ответ!