Вместе с тем миллиарды, которые БРК тратит на закуп услуг у “сестер” по НУХ “Байтерек”, по его словам, так и останутся “в семье”. Хотя качество приобретаемых за немалые деньги исследований и работ сам Болат Жамишев оценил на троечку.
На неделе председатель правления АО “Банк развития Казахстана” Болат ЖАМИШЕВ дал большую пресс-конференцию. Бывший министр подробно рассказал о том, почему последние четыре года финансовый институт работает без убытков и как это отразится на экономике страны в целом.
– За четыре года кредитный портфель БРК по итогам 2016 года увеличился в 4 раза по сравнению с показателем 2013 года и составил более 1,6 триллиона тенге, а его доля в активах увеличилась с 37,3 процента в 2013 году до 65,5 процента по итогам 2016 года, – рассказал банкир.
Чистая прибыль, по словам спикера, по итогам 2016 года составила 6,6 миллиарда тенге, провизии по кредитному портфелю находятся на приемлемом уровне – 2,68 процента.
Одна из основных задач БРК – развитие несырьевой экономики. Для этого здесь прошлой осенью даже решили снизить пороговую стоимость кредитуемого инвестпроекта с 9 до 7 миллиардов тенге. А для пищепрома так и вовсе до миллиарда. Условия привлекли новых заемщиков, вот и рост кредитного портфеля и прибыли по итогам года. Благотворно на общем состоянии дел сказалось и изменение подхода к валютным кредитам.
– Мы сейчас не финансируем проекты, что было раньше, которые не могут утилизировать в значительной мере валютные риски. Нам пришлось в 2015 и 2016 годах реструктурировать часть займов, перевернуть требования банка из валюты в тенге. То есть мы сейчас ориентируемся на то, что можем предоставить относительно дешевый заем в иностранной валюте, но делаем это только для тех предприятий, которые экспортоориентированы или в состоянии утилизировать валютные риски, – подчеркнул глава БРК.
Понятное дело, что начинающему бизнесмену кредит от Банка развития не получить, но после того, как фининститут раскрыл данные о своих заемщиках, стало очевидно, что список этот весьма похож на рейтинг самых богатых людей Казахстана. Журналисты поинтересовались у Болата Жамишева, стоит ли государственные деньги пускать на поддержку олигархов? Он признался, что ждал этого вопроса.
– Мы работаем не с олигархами. Мы работаем с крупными казахстанскими предприятиями. Но так уж сложилось, что, допустим, наша отрасль цветная металлургия представлена практически четырьмя предприятиями. Конечные бенефициары этих четырех предприятий – известные личности. Вся наша химическая отрасль представлена тоже четырьмя крупными предприятиями. Одно из них российское, у остальных конечные бенефициары – известные люди. Вопрос: финансирование химической отрасли должно ли являться приоритетом Банка развития? Я думаю, да. Если мы говорим о диверсификации нашей экономики, если мы говорим о необходимости того, чтобы упор делать на несырьевые предприятия, то развивать химию, когда мы имеем столько сырья для нее, – да, мы должны, – ответил Болат Жамишев.
При этом он заметил, что ситуация с финансированием олигархов несколько раздута: да, банк кредитует некоторых широко известных в стране и за ее пределами граждан, но фамилии конечных бенефициаров по большинству проектов населению ничего не скажут.
Куда интереснее то, что среди заемщиков БРК есть и компании квазигосударственного сектора. Их число глава фининститута пообещал постепенно уменьшать. Потому как не дело это, когда государство с бизнесом конкурирует.
При этом на наш вопрос: а будут ли те миллиарды, которые сейчас за услуги других “дочек” холдинга “Байтерек” тратит сам Банк развития, передаваться в конкурентную среду, Болат Жамишев ответил очень расплывчато:
– Финансирование консалтинговых услуг может решаться двумя путями. Первое: “Байтерек” устанавливает дивиденды, которые мы должны будем выплатить для того, чтобы они профинансировали. Либо, если эти услуги затрагивают интересы как других дочерних компаний “Байтерека”, так и Банка развития, финансирование может быть произведено непосредственно со счета банка.
Что же касается аренды здания у “сестринской компании”, то, по словам Болата Жамишева, это не просто перекладывание денег из одного квазигосударственного кармана в другой, а разумная предосторожность. Экс-министр финансов весьма оригинально высказался по поводу возможной девальвации
– У нас высокие требования к информационному обеспечению и информационной безопасности. То есть переезд из здания в здание с какой-то периодичностью невозможен, – уверяет глава БРК.
И тут же сам говорит о том, что в конце года все “дочки” “Байтерека” переедут в освободившиеся после проведения ЭКСПО-2017 павильоны.
Что же касается личной оценки качества тех услуг, которые “по-сестрински” на миллиарды оказывают Банку развития другие дочерние компании НУХ “Байтерек”, то в среднем, по мнению Болата Жамишева, они заслужили твердой тройки.
– Конечное качество услуг зависит в том числе от качества технического задания, которое мы даем. Отдельные услуги я бы оценил очень высоко, но в целом – удовлетворительно, – признался он.
Астана