В ряде районов, считавшихся хлебными, урожайность составила и вовсе ниже четырех центнеров с гектара.
Цифра – на уровне засушливого 2012 года, который был признан в регионе одним из худших за последнее десятилетие.
Повторение антирекорда мало кого удивляет. По оценкам областного управления сельского хозяйства, регион может рассчитывать на валовой сбор зерна в 207,2 тысячи тонн, из которых лишь 45 тысяч будут продовольственными. Остальное пойдет на корма и семена.
Для сравнения: в прошлом году, несмотря на проблемы с поливом, средняя урожайность составила 18,5 центнера.
Что же случилось в этом году?
Всему виной, по мнению чиновников, засушливая погода. Осадков в летнее время практически не выпадало, что катастрофически сказалось на богарных землях, которые преобладают в хозяйствах области. По всей видимости, десятки тысяч гектаров придется просто-напросто “списать”, как это сделали в 2012 году. Тогда крест поставили на 50 тысячах гектаров зерновых.
– Действительно, свое дело сделали капризы погоды, – говорит представитель одного из крестьянских хозяйств Айбек ЖУМАХАН. – Весной вроде бы были хорошие всходы, хотя природа, напротив, даже переусердствовала – дождей было слишком много. А как началось лето – все высушило. Осадков практически не было. В результате сейчас трудно собрать урожай даже с тех полей, которые уцелели. Пшеница там получилась хилой.
Впрочем, стоит ли только погоду винить во всем?
Крестьяне жалуются и на перебои с поставкой удешевленного топлива. Темпы его доставки оставляют желать лучшего, а в поле каждый день на счету. Это тоже замедлило процесс уборки.
Нелучшим образом обстоят сегодня дела и с другими культурами.
На орошаемых землях опять были проблемы с поливом, из-за нехватки воды пострадали сотни крестьянских хозяйств. Например, пригородные села не получали влагу по нескольку месяцев, хотя ее цена, по словам главы крестьянского хозяйства Темирхана ОМИРАЛИЕВА, зашкаливает.
– Знаю, что некоторые фермеры платят за сезон около пяти тысяч тенге, а мы вынуждены столько же выкладывать только за один полив! Кто и почему устанавливает такие цены? Поздний полив приносит большие убытки, так как урожай засыхает, гибнет.
Чиновники утверждают: вода на самом деле может не доходить до мелких формирований в том случае, если забиты каналы по подаче. Поэтому сельчанам советуют самостоятельно разбираться в причинах отсутствия воды.
А вот у жуалынских крестьян извечная проблема в отношениях с киргизскими соседями – те постоянно перекрывали воду, из-за чего возникали споры. Вроде проблема разрешилась, недавно по вновь отстроенному участку канала Коксай воду все же пустили. Но плоды этих трудов крестьяне в полной мере ощутят лишь в будущем году.
Однако на этом вопросы использования трансграничных рек не исчерпаны. Трудности с поливом земель испытали и крестьяне Меркенского района. Значительная часть их урожая погибла в июне, в разгар разбирательств по использованию каналов. Сюда вода поступает из Большого Чуйского канала соседней страны. Но соседи, которых тоже мучила засуха, ограничили подачу до минимума. Аналогичные проблемы испытывали, хоть и в меньшей мере, кордайские крестьяне.
Между тем, по словам киргизских чиновников, воды в реки будет поступать все меньше и меньше с каждым годом, что связано с таянием ледников в горах. Так что в будущем предстоят новые споры за воду.