Жаман в крови

Раздетые, голодные?

О происшествии на этой зоне, находящейся у подножия сопки Жаман в Северо-Казахстанской области, мы рассказывали в прошлом номере газеты. Всю минувшую неделю страсти вокруг кровавого бунта только разгорались.

Напомним, 21 июля, в первый день акции протеста, увечья себе нанесли 27 заключенных, на следующий – заточенные электроды себе в животы воткнули еще 11 человек. Почему зеки решили протестовать, неизвестно до сих пор. Версия департамента уголовно-исполнительной системы Северо-Казахстанской области – несогласие осужденных с установленным режимом содержания, который они считают слишком строгим. В свою очередь родственники колонистов сообщили, что до кровопролития осужденных довели голод, нехватка одежды, лекарств, постоянные побои представителями администрации.

По официальным данным, в рацион питания заключенных должны входить мясо, рыба, масло, крупы, овощи. Гарантированный законом гардероб – одежда и обувь на все сезоны. По медицинской части положены даже презервативы. Было ли все это у сидельцев, теперь выясняется.

Самым скандальным, пожалуй, стало заявление родственников заключенных о том, что “зона находится на семейном подряде”. Как нам удалось выяснить, исполнявший обязанности начальника колонии Багенбай ЖУСУПОВ, начальник оперативного отдела колонии Руслан ЖУСУПОВ, начальник отряда №4 Жаслан ЖУСУПОВ действительно являются родными братьями. Оперуполномоченный группы обеспечения собственной безопасности ДУИС Мербек МУКАНОВ сообщил нашей газете, что в этом факте нет ничего коррупционного, потому что они не находились в непосредственном подчинении друг друга, как это предусматривает законодательство.

Почему молчали?

Евгений ГОЛЕНДУХИН, председатель общественной наблюдательной комиссии, ломает голову над тем, почему месяц назад, когда он проводил в колонии очередной мониторинг соблюдения прав осужденных, никто не жаловался ему на беды, которые якобы толкнули колонистов на самоистязание. В то же время правозащитник отмечает, что вместо 660 осужденных здесь находятся 725. Кровати стояли даже в комнатах общего пользования. “Но и на это почему-то не жаловались”, – недоумевает он и после случившегося намерен провести углубленный мониторинг в учреждении.

Бибигуль МАНСУРОВА, заместитель начальника департамента уголовно-исполнительной системы Северо-Казахстанской области, считает, что причина инцидента в колонии кроется в глобальной проблеме всех исправительных учреждений страны. С переходом на рыночную экономику практически все они остались без госзаказов, и осужденные лишились работы. Если прочие исправительные учреждения загружены хотя бы временной работой, то в ЕС-164/4 осужденные практически сидят сложа руки. До 1997 года колония специализировалась на добыче гранита в близлежащем месторождении. После того, как двое сидельцев во время работ совершили побег, убив троих конвоиров и пятерых случайных людей, выводить заключенных на работу за территорию зоны запретили.

Инна ЛОПАТКО, фото автора, Петропавловск