В этом году погружено 8,9 млн тонн зерна, в том числе во внутриреспубликанском сообщении – 3, 1 млн тонн, на экспорт – 5,8 млн тонн и 3,2 млн тонн муки (во внутриреспубликанском сообщении – 0,8 млн тонн, на экспорт – 2,4 млн тонн). Об этом сообщил руководитель АО «КТЖ-Грузовые перевозки» Оралхан КУЛАКОВ.
В зерновом эквиваленте в 2017 году объемы погрузки зерна и продуктов перемола составили 13,5 млн тонн, что на 6,3% выше уровня прошлого года.
В этом году традиционная география рынков сбыта казахстанского зерна и муки сохранилась. Это Узбекистан (2 млн тонн), Таджикистан (1 млн тонн), Афганистан (2,1 млн тонн) и Иран (2 млн тонн). Отгрузки в направлении этих стран в зерновом эквиваленте увеличились в объеме 364 тыс тонн. Выросли перевозки в Узбекистан на 7%, Иран – на 26%, Афганистан – на 6%. Основной прирост объемов перевозки произошел в ноябре-декабре текущего года.
Вместе с тем, в направлении Ирана изменилась структура перевозимой номенклатуры зерновых культу, отмечают в компании. Так, увеличились объемы перевозок ячменя на 63% (324 тыс тонн), снизились объемы перевозок пшеницы на 185 тыс тонн, которые переориентированы на рынки Центральной Азии.
- Особенностью нынешнего сезона является и тот факт, что рекордные урожаи собраны в России и Украине. Этот фактор повлиял на транспортный и зерновой рынки Казахстана. В результате повышения спроса на зерновозы в РФ, и увеличения ставок на них в соседней стране, произошел отток иностранных частных операторов, ранее работавших на казахстанском рынке, - подчеркнул Олхан Кулаков.
Он акцентировал, что в связи с разницей закупочной цены на приграничных с РФ территориях произошел переток зерна в Казахстан, которое впоследствии переориентировалось в страны Центральной Азии. В результате потребности в экспорте зерна возросли, что, в свою очередь, снизило инфраструктурные возможности центральноазиатского региона.
Пропускная способность инфраструктуры стран Центральной Азии – потребителей казахстанского зерна и муки составляет 600 тыс тонн зерна и 200 тыс тонн в муки в месяц. В основном это связано с погрузочно-разгрузочными операциями в Афганистане, зачастую осуществляемыми ручным способом. Например, станция Хайратон (Афганистан) способна ежесуточно выгружать 3,5 тыс тонн муки при отправляемом грузоотправителями объеме 7 тыс тонн муки.
Из-за длительных простоев вагонов на начальных и конечных операциях более 40% вагонов выбывают из оборота, превращаясь в «склады» на колесах. По этой причине не удается полностью выполнить заявки на подачу вагонов. Наряду с этим проводимая Узбекистаном политика по накапливанию запасов зерна для последующей переработки в муку и экспорта в Афганистан также создает избыточное предложение на рынке и давление на транспортную инфраструктуру Центральной Азии.
В целях оперативных решений для пропуска экспортных перевозок КТЖ организовал шатлы-поезда со скоростью 800 км в сутки и решил вопрос с Узбекской железной дорогой по строительству дополнительных путей на участке Келес-Чукурсай, благодаря чему обеспечивается ежесуточный пропуск 100 тыс тонн груза (26-30 пар поездов), или 3 млн тонн в месяц. А в порту Актау на полную производственную мощность вышел вновь построенный Северный терминал с перевалкой 120 тысяч тонн в месяц. Существующий флот 4 судна АО «KTZ Express Shipping» обеспечивает вывоз казахстанского зерна с портов РК.
В числе причин нехватки вагонов, как ранее сообщал Минсельхоз, стало замедление оборота вагонов. При этом анализ показывает, что оборот вагонов в текущем году увеличился на 10 суток к аналогичному периоду прошлого года. Основные наши потери оборота вагонов происходят на начальных и конечных операциях, осуществляемых грузоотправителями и грузополучателями.
Для увеличения грузооборота и реализации экспортного потенциала страны Минсельхоз внесло предложение о строительстве терминала класса-А на территории Афганистана, который позволит равномерно в течение года производить перевозку муки, особенно это актуально в летний период.
Вопрос инфраструктурных ограничений решается и в порту Актау, где организован сезонный мультимодальный комплекс для перевозки зерна. Данный сервис консолидирует в единую цепочку всех участников перевозочного процесса: производителей, элеваторы, операторов вагонов, трейдеров, брокеров и других.
В ҚТЖ решение ситуации видят в дальнейшем развитии контейнерных перевозок зерна и муки. В текущем году перевезено более 8 тыс тонн зерновых грузов в контейнерах. Произведена перевозка назначением Вьетнам, через порт Ляньюнган. Осуществляется погрузка контейнеров с тарированным зерном назначением Мерсин (Турция), через новую железнодорожную линию Карс – Ахалкалаки, а также погрузка в КНР (СУАР). В 2018 году АО «НК «ҚТЖ» планирует произвести закуп 5 тыс контейнеров. В то же время компания предлагает ужесточить меры экономического характера к грузоотправителям по выполнению оборота вагонов на сопредельных территориях РК в точках выгрузки и погрузки.
Планируется привлечь дополнительный парк 2 тысяч вагонов по рыночной цене 15 тыс тенге, что позволит увеличить используемый парк зерновозов до 11 тыс вагонов. Хотя в условиях существующих ограничений по инфраструктуре в странах Центральной Азии есть вероятность превращения вагонов в «склады на колесах».
Железнодорожники предложили Минсельхозу в лице Продовольственной корпорации регулирование объемов поставок в разрезе экспортных направлений, проведении со стороны государства интервенций по закупке зерна по аналогии с 2007 и 2009 годами для сглаживания сезонных и своповых колебаний.