Критическая ситуация сложилась в результате многолетнего и слишком интенсивного освоения нефти и газа вокруг Каспийского моря и в его пределах. Пытаясь как можно быстрее извлечь из-под земли все ее богатства, человек даже не задумывается о том, какую боль он наносит своей кормилице, приносящей кое-кому миллиардные доходы.
Российские ученые считают, что пояс дестабилизации недр, связанный с воздействием человека в этом регионе начался еще в период с 1847 по 1959 годы с бурения первой скважины на Апшеронском полуострове. Уже тогда появились первые признаки последствий: начались просадки грунта, обводнение продуктивных пластов, выбросы песка из скважин. Это способствовало оттоку воды из Каспия в верхние горизонты недр прибрежных регионов. На этом этапе откачки нефти и газа из верхних горизонтов могла даже ускорить обмеление Каспия. Новым фактором мощного воздействия на недра явились ядерные подземные взрывы. В Прикаспийском регионе и его обрамлении, начиная с середины 60-х годов, эти взрывы использовались для создания подземных емкостей в соляных куполах.(Астраханский свод-15взрывов в 1980-1984гг., купол Большой Азгир-10взрывов в 1966-1979гг., 3 взрыва вблизи Оренбурга в 1970-1971гг.,6 взрывов на Карачаганаке в 1983-1984гг..). Кроме того были произведены ядерные взрывы для глубинного сейсмического зондирования, для создания провальных воронок, для военных целей и 47 подземных ядерных взрывов. Все это способствовало росту сейсмической активности в западной части прогиба, участились выбросы грязевых вулканов и зародилась волна деформации, которая возникла на Апшероне и двигалась, по мнению российских ученых, из области альпийской складчатости на северо-восток в сторону молодых и древних платформ со скоростью 50-60км/год. Прохождение этой волны сопровождалось резким падением нефтедобычи по всему региону.
Последствия отбора больших объемов газа и нефти вызывают на сегодняшнем этапе большие опасения. В этом случае, по информации академика Виктора Киянского, происходит обрамление кровли, что чревато сейсмическими последствиями. При этом он уверяет, что рост сейсмической активности нашей планеты в последнее время и, прежде всего, под влиянием концентрации локальных техногенных напряжений свидетельствует о принципиальной возможности землетрясении на Оренбургском и Карачаганакском газоконденсатном месторождениях.
Ученые уверены, что масштабы техногенной дестабилизации недр Арало-Каспийского прогиба приобрели уже не локальный, а региональный характер, соизмеримый с природными тектоническими процессами. Они считают, что эта дестабилизация необратима и пока не поддается регулированию.
До недавнего времени Уральский регион по схеме сейсмического районирования относился к несейсмичным территориям. В виду равнинности территории, предполагалось, что здесь никаких землетрясений никогда быть не может. Впрочем, до последнего времени так оно и было. Но вот когда в марте 2000 года затряслась земля под Уральском, жители города, доселе не знавшие что это такое, испытали страх. Сейсмологи зафиксировали землетрясение силой 1-2 балла, являвшегося отголоском мощного Туркменского землетрясения. А специалисты АН РК пришли к выводу, что сейсмообстановка в регионе далеко неблагополучна, как может показаться с первого взгляда. Агентство по чрезвычайным ситуациям РК приняло к сведению тот факт, что вероятность землетрясений здесь не исключена. Это обстоятельство в свое время подчеркивал и профессор А.Я Гаев, который говорил, что в пределах Западно-Казахстанской области существуют 4-5областей, где возможны землетрясения силой до 7 баллов по шкале Рихтера. К одной из таких областей может быть отнесена Оренбургская субширотная дислокация, расположенная к югу от Оренбурга. Она сопровождается заметным Оренбургско-Актюбинским поднятием по подошве земной коры. По прогнозам некоторых специалистов, в районе оренбургского месторождения возрастают не только неотектонические движения, но и активизировались сейсмические давления. Понятное дело, что это не может не отразиться на нас. Но к чести оренбуржцев, они поставили эту проблему в качестве первоочередной и активно отрабатывают модели действии.
Ситуация на Карачаганакском месторождении складывается не лучшим образом. "Доблестные промышленники имели неделикатность нарушить природное равновесие. Они мало заботятся о возмещении того колоссального ущерба, что чинят земным недрам качалки и буровые установки. В коре образуются пустоты, которые необходимо чем-то заполнять. Однако вопреки всем правилам безопасности, пустоты остаются пустотами, в результате чего кора претерпевает крупные реформы. Вот вам и повод для бунта", - таково мнение начальника Западно-Казахстанского управления по чрезвычайным ситуациям Александра Маючего. Кстати, на Карачаганаке с помощью взрывов были образованы 8 емкостей для закачки резервного конденсата, что также не может не отразиться на ситуации. Г-н Маючий, как руководитель официального органа, считает, что главным ответственным лицом в случае техногенного землетрясения на Карачаганаке будет считаться Карачаганакская интегрированная организация (КИО), являющаяся основным разработчиком проекта.
Между тем КИО до настоящего времени продолжает эксплуатацию месторождения в режиме естественного истощения со снятием всех ограничений с добывающих скважин, в том числе и ограничения по давлению начала конденсации, несмотря на то, что уже 1,5года действует Технологическая схема, предусматривающая обратную закачку 40% добываемого газа. В результате в зонах интенсивного дренирования образовались депрессионные воронки, а в нефтяной оторочке происходит разгазирование пластовой нефти. Все соответствующие органы не раз делали предупреждения по этому поводу иностранному альянсу, однако ситуация нисколько не меняется. Единственное, КИО за свой счет установила на территории Бурлинского района 4 сейсмостанции, которые ведут мониторинг земной поверхности на Карачаганакском месторождении и близ него.
Институт сейсмологии в ближайшем будущем намерен создать карту сейсмического районирования Западно-Казахстанской области, в результате которого будут выявлены сейсмически неблагонадежные районы ЗКО, для того чтобы иметь возможность контролировать сейсмическую обстановку в регионе.
В связи с сейсмоугрозой техногенного характера на территории ЗКО из-за разработки крупнейшего в мире месторождения, акимат ЗКО также намерен заключить договор с институтом космических исследовании РК для проведения космического мониторинга территории Карачаганака, а также малых месторождении области. Начало такой работе уже положено. Весной прошлого года космонавт Талгат Мусабаев уже начал вести космический мониторинг всей ЗКО.
Интенсивная разработка подводных и подземных ископаемых уже сейчас, чувствуется, истощила природу-матушку. И она еле терпит, готовая взорваться.