Земля бесхозная. Хозяева - безземельные


Они не готовы к посевной - ни техники, ни семян, ни горюче-смазочных материалов. Пока у них есть только земля, все остальное отобрали, и возвращать не собираются. Но скоро чировцев могут лишить и последнего.
Мужчины в Чирово - потомственные хлеборобы, они привыкли заранее готовиться к весенне-полевым работам. Для них это самая ответственная пора. В прежние годы в это время шла горячая подготовка техники к работе на полях. Сегодня сельчане остались ни с чем, им нечего выгонять в поле.
Конфликт начал назревать еще в 1999 году, но об этом простые люди и не догадывались. Тогда колхоз им. К.Маркса, центральной усадьбой которого было село Чирово, по воле тогдашнего председателя колхоза Петра Лазебы был преобразован в ТОО "Северный".
Односельчан, теперь уже директор "Северного" успокаивал, мол, что смена вывески и на их судьбе нисколько не отразится. Люди поверили своему руководителю. В это же время произошло разделение на имущественные паи и земельные доли.
Привыкшие работать сообща, люди не захотели отделяться и забираться свои паи и доли. Документов, сколько кому положено, сельчанам никто не выдал, а они и не спрашивали. Как потом оказалось, зря не спросили.
Всем миром написали заявление о вступлении в ТОО "Северный", учредителем которого, как опять-таки выяснилось потом, являлся один лишь директор, и, продолжали работать. В село стала поступать новая техника: трактора, силосоуборочные комбайны. Но, так и не успев ни разу выйти в поле, "нулёвая" техника ушла налево. Директор стал продавать все ценное, что было нажито колхозом за долгие годы. "Народ начал бунтовать, писать письма во все инстанции. Кончилось тем, что наш директор убежал", - рассказывает местный бухгалтер Нина Булах.
Около года в селе царило безвластие, люди сеяли и убирали хлеб самостоятельно, без директора. Через год он появился, забрал семью и навсегда покинул деревню, - перебрался жить в Оренбургскую область.
Но безвластие не могло долго продолжаться, и тогдашний районный аким порекомендовали чировцам выйти из состава ТОО "Северный" и создать другое.
Все 240 рабочих написали заявление об увольнении и потребовали вернуть им имущественные паи и земельные доли. Но тут выяснилось, что бывший директор ТОО "Северный" переоформил все учредительные документы хозяйства на некоего Утегалиева, о котором здешние люди и знать не знали. Отдавать паи и доли чировцев последний напрочь отказался.
"Его главбух, которая всю жизнь прожила в нашем селе, теперь заявляет нам, что мы в колхозе никогда не работали и в ТОО "Северный" не состояли. Мы здесь живем и чувствуем себя чужими", - говорит Григорий Логашкин, директор ТОО "Чирово", куда входят почти все жители села.
Ничего против того же Утегалиева люди здесь не имеют, они требуют лишь вернуть то, что по праву принадлежит им - земельные доли и имущественные паи, куда входит и сельхозтехника.
Сельчане уже четвертый год судятся и не могут найти правду.
Только в прошлом году чировцам вернули землю. Под давлением прокуратуры суд признал действия по изъятию земли у людей незаконными.
На радостях истосковавшиеся по работе на земле, сельчане засеяли более 400 гектаров озимой рожью. Урожай вырос отменный - почти 20 центнеров с гектара. Но хлеборобам не дали его собрать - аккурат перед уборочной по заочному решению суда на технику наложили арест и отобрали. И урожай так и остался лежать на полях. Это беспрецедентный случай для зерносеющего края. Единственное, чем смогли запастись сельчане в прошлом году, так это сеном. За неимением сенокосилок, все мужское население Чирово от мала до велика все лето косило сено вручную. Уходили на заре и возвращались затемно, мозоли на руках до сих пор не зажили.
Четыре года назад в Чирово жили около полутора тысяч человек, сегодня здесь осталось всего около 100 дворов. Очень многие не выдержали тяжелой доли и уехали. До России отсюда рукой подать, до границы всего четыре километра, до ближайшей российской деревни километров семь. Раньше люди запросто ходили друг к другу в гости пешком, проблемы тоже решали сообща. Но сейчас российскую границу охраняют пограничники и попасть туда не так просто.
78-летняя Екатерина Подопригора в Чирово самая старшая. Ее предки Чировы являются основателями этого села. Девичья фамилия Екатерины Афанасьевны тоже Чирова и ей не безразлична судьба родной деревни.
Несмотря на преклонный возраст, она наравне с остальными переживает за происходящее. "Мне уже скоро помирать, а я дрожу за эту технику - то ее пригонят, то обратно заберут. А у меня душа болит. Трудно стало жить. Здесь половина села мои зятья, дети, внуки, а теперь вот правнуки подрастают. Мы никуда отсюда не уехали, держимся. За что держимся, не знаю", - плачет Екатерина Афанасьевна.
Село живет только за счет скота и птицы в подворьях и еще на пенсию стариков. Каждый раз, как только приходит повестка о вызове в Уральский суд, где решается их дальнейшая судьба, чировцы со всего села собирают яйца, сметану, молоко. Каждый выносит, сколько может, иногда отдает последнее. Все это они везут в город и продают на рынке. На вырученные деньги, покупают бензин, чтобы заправить машину, на которой приехали. А если остается хоть немного денег - покупают муку и хлеб, чтобы потом разделить на всех. Настолько дружные люди в деревнях встречаются очень редко, но Чирово - исключение. Здесь все держатся друг за друга и сообща вместе стараются выжить любой ценой, вопреки всему.
А работать в Чирово умеют, почти все мужчины в свое время были передовиками производства, многие из них награждены орденами за доблестный труд, и цену они себе знают.
"Единственное, чего хотят наши мужчины, а мы за них болеем, - чтобы им дали нормально работать. И технику мы хотим вернуть, чтобы кормить свое село", - говорит учительница местной школы Логашкина.
Сегодня в селе два ТОО - "Северный" и "Чирово". У первого есть техника, но нет земли, негде сеять. У второго - есть земля, но нет техники, чтобы возделывать землю. Ни один из них при таком раскладе не сможет нормально существовать. Сельчане, почти 90 процентов которых состоят в ТОО "Чирово", не раз предлагали директору ТОО "Северный" работать вместе, а не создавать конфронтацию и уж тем более не мешать друг другу. Однако конструктивного разговора так и не получилось. Поэтому сельчане уверены, что хозяин их родной земли в суде определится не скоро.
Чировский вопрос уже не раз поднимался на уровне областного акимата. Заместитель акима области Абат Есенгалиев назвал чировское дело "бородатым" из-за того, что оно тянется уже несколько лет.
Власти не желают вмешиваться в происходящее и советуют сельчанам самим с помощью суда разобраться в происходящем. Однако на носу посевная, и если и в этом году чировцам не удастся засеять посевные площади и получить урожай, то в селе может создаться патовая ситуация. Но это никого беспокоит, кроме самих жителей села Чирово.

Фото: Андрей Сармин
На снимке: потомок основателя села Чирово - Е.Подопригора душой болеет за происходящее