В Астане можно найти около 20 торговых точек, где продают живые ели и сосны. Официально их завозят в столицу из России – из курганских, свердловских и омских лесничеств. Акмолинские леса остаются заповедными. Правда, товара совсем немного, потому и цены кусаются – за симпатичную сосенку просят до 15 тысяч тенге. Елочка выше двух метров – от 10 тысяч и более.
– Вообще товара в два раза меньше, чем в прошлом году, – говорит продавец елок Тимур БЕЛЕНЬКИЙ. – В России сократилась вырубка, а у нас этим вообще запрещено заниматься. Полиция проверяет документы: разрешение на торговлю, договор с лесным хозяйством...
Впрочем, как поговаривают астанинцы, некоторые ушлые торговцы умудряются завозить сосны, ели и даже пихты из Щучинска и Акколя, как правило, такой “товар” продают прямо на парковках, из багажников авто, чтобы не светиться.
Тем временем, как отмечают в управлении общественной безопасности ДВД, с начала декабря в Акмолинской области зарегистрировано примерно 100 случаев незаконной вырубки хвойных деревьев. За уничтожение или повреждение одного хвойного дерева предусматривается штраф в размере 22 770 тенге. А за вырубку 7 елок и более предусматривается уголовная ответственность. Однако сколько возбуждено уголовных дел по данному факту, полицейские не сообщают.
– Усиленно охраняем посадки осенью, – говорит егерь Алексей НИКОЛАЕВ. – Сейчас же, в сорокаградусные морозы, заниматься вырубкой просто не имеет смысла. Хвойные деревья настолько замерзли, что при спиливании или транспортировке ветки просто потрескаются и опадут.
Председатель экологического союза “Табигат” Мэлс ЕЛЕУСИЗОВ призывает сограждан окончательно отказаться от вырубки многолетнего дерева ради всего одной ночи.
– На сегодняшний день эта вообще самая страшная традиция, – уверен главный эколог страны. – У нас ведь всего полпроцента территории занято лесами, а все остальное – пески и пустыни. Сейчас в продаже полно искусственных елок. Я вот поставил дома такую и вполне этим доволен.
Главное преимущество искусственного деревца в том, что после праздников его не придется выбрасывать на свалку. Потратился раз – наряжай каждый год. Но аромат, конечно, не тот…
Астана