Зеленое море тайги

Восточноказахстанский писатель-натуралист Борис ЩЕРБАКОВ сказал о Западно-Алтайском заповеднике: “Это генофонд природы, даже если предположить, что в области останутся только искусственные посадки, с помощью заповедника можно восстановить естественную среду”.

Прогулки строго по маршруту

Четыре горные климатические зоны, больше сотни видов птиц, полсотни животных, десятки видов редких и исчезающих растений… Это справочные сведения о Западно-Алтайском заповеднике. Наяву за сухими данными – природа сказочной красоты: пихтачи, кедровники, альпийские луга… Уголок покоя для живой природы. Человек здесь, мягко говоря, гость нежеланный.

– Без пропуска вас не пустят, – заметила сотрудница заповедника. – Пропуск выдадим, только когда зарегистрируем вас и автомобиль.

Такие строгости предписаны самим статусом природоохранного учреждения. Пойти куда глаза глядят – не получится. Можно только по согласованному маршруту, причем с обязательной отметкой еще и у инспектора на кордоне.

– У нас на территории 92 вида растений, которые нуждаются в охране, – рассказала начальник отдела науки Западно-Алтайского госзаповедника Наталья ПРЕМИНА. – Ждет внесения в Красную книгу лук низкий. Он считался исчезнувшим, но Юрий КОТУХОВ, ученый Алтайского ботанического сада, нашел два места, где этот вид еще произрастает. Остро нуждается в охране копеечник чаевой, или, как его еще называют, красный корень. Его всегда копали втихаря. Докопались до того, что растение уже требует занесения в Красную книгу. Если туристы начнут топтаться, где им вздумается, в исчезающие попадут еще десятки видов.

Летописцы без фотоаппарата

Работа, которую ведут научные сотрудники заповедника, звучит поэтично – летопись. День за днем специалисты собирают информацию о кусочке дикой сибирской природы в Казахстане. О состоянии растений, в том числе эндемиков – видов, которые больше нигде не встречаются. О климате, погоде, почве, поведении животных… Специалистов, как призналась руководитель научного отдела, не хватает. Не может узкий специалист по животным вести попутно исследования по растительному миру или погоде! На весь отдел одна фотокамера. Если один сотрудник пошел обследовать ареал краснокнижных растений, другой для учета животных должен встать на фотоаппарат в очередь.

– Мы давно просим мини-метеостанции, – отметила Наталья Премина. – У нас горы, климат контрастный. Если на высоте в тысячу метров кандык начинает цвести в начале мая, то на Коксе, где высота две тысячи, он зацветает в начале июня. Мини-метеостанции необходимы, чтобы изучать климат, животный и растительный мир. Не хватает оргтехники, инструментов, большая проблема приобрести литературу…

Скудное финансирование бьет не только по научным программам. Нет средств на работу лесопатологов, зоологов… В Комитете лесного и охотничьего хозяйства по-обещали выделить для науки некие модельные участки, но разве этого достаточно для серьезных исследований?

– У нас стали возникать не описанные наукой случаи, – рассказал начальник управления природных ресурсов и регулирования природопользования Восточного Казахстана Виталий ЧЕРНЕЦКИЙ, – когда на растения неожиданно нападают болезни, которые раньше встречались в единичных случаях. Пихтовые насаждения в больших масштабах поражены корневой губкой и вирусом, убивающим кончики хвои. В голове не укладывается, с какой скоростью распространяются эти болезни! Возможно, это последствия изменения климата, но, чтобы знать точно, нужны широкомасштабные изыскания.

Не фауной единой

За 20 лет существования заповедника на Западном Алтае расселились марал и косуля. В тайге все чаще стали встречаться медведи. Нам ночью на спуске с Линейского перевала встретилась… рысь. Глаза кошки горели желтым огнем, в зубах она держала зайца. Рысь сжалась пружиной и одним прыжком ушла вверх по крутому откосу. Мы только поежились: бедный зайчишка!

В прошлом году заповедник впервые стал огромной художественной декорацией к фильму “Ведьмин ключ”. В главной роли – Лиза Боярская. Сюжет мелодрамы незатейлив, но романтичен. 1903 год. Сибирская тайга. Немая девушка Устя – дикарка, выросшая на золотом прииске, спасает беглого каторжанина…

Можете представить себе столичную кинозвезду среди гор, леса? Без мобильной связи. Отмахивающейся от бесконечных оводов и комаров… Инспектора заповедника, помогавшие съемочной группе, рассказали, что в палатки к актерам заглядывали любопытные суслики, возле кухни крутились лисички. Но от Лизы ни разу они не слышали ни одной жалобы.

С высоты птичьего полета Западно-Алтайский заповедник похож на зеленое море. В непогоду ветер играет верхушками деревьев, словно волнами. Пройдут годы, но этот уголок сибирской тайги останется таким же первозданным. Должен остаться. Чтобы на планете сохранился эталон настоящей дикой природы.